12 марта 2021

Круглый стол "Данте. Опыт осмысления средневековой культуры"

 

Накануне Великого поста, 12 марта, на галерее Храма прпмч. Андрея Критского, состоялся Круглый стол, посвященный влиянию Данте на византийское и европейское искусство. В рамках этого события для участия в программе были приглашены историки, искусствоведы, музыканты, лингвисты, которые изучают эпоху европейского средневековья и интересуются влиянием Данте, который безусловно является важнейшим представителем итальянского Возрождения в литературе, тем более, что в своей «Божественной комедии» он касается многих христианских тем. Благословение участникам Круглого стола игумении Иларионы ( Феоктистовой) прозвучало в самом начале этого события.

Круглый стол открыло выступление дуэта Laude Novella, в составе которого две талантливые женщины- музыканты, Юлия Турнаева и Саша Йомер, владеющие многими инструментами – несколькими флейтами и лютнями, на которых исполняется средневековая музыка. Лауды, зародившиеся в XIII веке, — единственный памятник итальянской нелитургической музыки этого времени. Лауды демонстрируют удивительное смешение церковной и светской традиций, находясь на их пересечении. В этом смогли убедиться все присутствовавшие участники Круглого стола.

В ходе выступления прозвучал рассказ о том, что лауды исполнялись и на латинском языке, и на языке vulgate, т.е. на вульгарной ( народной) латыни, из которой впоследствии складывались романские языки, в частности итальянский. Были показаны нотные записи, которые делались в средние века, и выглядят они очень необычно. Иногда под нотами подписывались слова, а иногда – нет. Форма лауд была очень популярна, под них могли танцевать благородные особы во время праздничных увеселений, даже существовал жанр estampi – что в переводе означает « топот». Estampi представляли собой танцевальные произведения, состоявшее из 5-7 частей, отдельные части могли повторяться, как припевы в песнях, а внутри части музыка варьировалась, создавая тем самым разнообразное звучание и придавая витиеватость всему произведению. Паралитургические произведения, известные под названием Антик, представляют собой сборник из 200 произведений, в основе которых- рассказы о разных чудесах; порой это очень длинные баллады, написанные на португальском языке, которые исполнялись под музыку. Есть и еще один источник лауд. Это Libro vermello de Moncerratt, -книга, которая представляет собой сборник из 10 произведений, написанных для паломников, потому что эти « песенники» сопровождали странников на их паломнических дорогах. Также известны такие лауды, которые восхваляют подвиги Святого Франциска и Святой Марии Магдалины. Юлия Турнева рассказала о тех инструментах, на которых дуэт исполняет лауды, с особенным восхищением и любовью она поведала о флейте, как об инструменте аристократическом, дающем невероятную чистоту звука, дополнив рассказ иллюстрациями изображений ангелов, играющих на флейте.

 

Иерей Игорь Иванов, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедры иностранных языков СПбДА, выступил с докладом «Вергилий в Византии». Казалось бы, причем тут Данте?- спрашивает в начале своего доклада отец Игорь. И начинает рассказ о том, как при императоре Ираклии Византия стала восприниматься как греческая империя. Так у патриарха Фотия ( 9 век) по сведениям летописцев в библиотеке были представлены произведения Вергилия. А в 13-15 веках Римская империя уже существует как Западный мир после разделения церквей, и к Вергилию уже нет большого внимания. Так происходит постепенная трансформация оценок произведений древнего автора.

Поэтому рассматривая творчество Вергилия нам интересна восточная традиция. Император Константин Великий относился к Вергилию как к человеку, который был христианином еще до исторического Христа. Публиус Вергилиус Марон – его полное имя, родился и жил в I веке до н.э. Это римский поэт, умер он в возрасте приблизительно пятидесяти лет. Он отличался нелюдимостью и застенчивостью: был затворником, неохотно принимал гостей. Красноречием не отличался, но в стихах его речь приобретала полную свободу. Его произведение «Энеида»- наиболее известное и изучаемой творение – фактически было посвящено обоснованию римской гегемонии. Но нам интересны «Буколики», в частности 4 эклога, в которой Вергилий предвосхищает будущий «золотой век» и скорое рождение ребенка, который изменит жизнь.

« Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,
Сызнова ныне времён зачинается строй величавый,
Дева грядёт к нам опять, грядёт Сатурново царство.
Снова с высоких небес посылается новое племя.
К новорождённому будь благосклонна, с которым на смену
Роду железному род золотой по земле расселится,
Дева Луцина !»

— Публий Вергилий Марон. Буколики, IV, 4—10.

Этот ребёнок, по словам Вергилия, является сыном богов, но в то же время имеет земных родителей. Он будет владеть миром, и под его властью земля будет плодоносить сама, без человеческих усилий; львы не будут угрожать стадам, а герои ещё раз отправятся в Колхиду за золотым руном и возьмут Трою, после чего начнётся эпоха всеобщего благоденствия. Смысл этого стихотворения был тёмен уже для первых читателей, и появился ряд гипотез о том, что за ребёнок имеется в виду. Но император Константин оценил это предсказание как предвестие христианства. Древнейший папирус с записями произведений Вергилия хранится в Библиотеке Ватикана. Датируется он V веком, стало быть, Вергилий был популярен в Европе. И вот, что интересно – в Московском Кремле, в Благовещенском соборе, есть фреска, изображающая Вергилия. А это 16 век!

 

В обширном докладе Рафаэля Гукасова , посвященном битве при Кампальдино (1289 г), было рассказано о свидетельстве участия юного Данте в сражении. Панорама исторических событий, судеб правителей разных областей средневековой Италии, анализ противоречий, которые привели к этой битве, впечатлила всех участников Круглого стола. Весь доклад сопровождался иллюстрациями сражений, показом образов героев – рыцарей, участников противоборствующих сторон, представленных на средневековых гравюрах. Данте принял участие в битве при р. Арно, где флорентийские воины строили свои оборонительные сооружения, а отряд из 150 человек, т.н. «застрельщиков», должен был принять первым на себя удар противника. Именно в этом отряде и состоял Данте. Но милостью Божией он избежал гибели, потому что слишком быстро этот отряд рассеялся из-за внезапного нападения врага, а близость реки позволила ему скрыться и избежать пленения. Так величайший гений Средневековья уцелел и подарил миру свое бессмертное произведение- «Божественную комедию». Следующий доклад -иеромонаха Герасима ( Вертея), руководителя отдела по работе с молодежью Самарской епархии, был посвящен эволюции монашеских уставов в Западной Европе. В докладе показано, как первый монашеский устав, автором которого был Пахомий Великий (начало IV века), трансформировался под влиянием развития монастырской жизни. Первые пустынножители, которые соединялись лишь для Евхаристического таинства, еще не были насельниками монастырей в современном понимании, а были именно пустынножителями, которые не имели ничего своего, и должны были молиться 12 раз вдень и 12 раз ночью. Они должны были жить в полном подчинении воле своего старца (аввы) и правильно пользоваться своей свободой. Но и это есть уже некие правила, которые касались организации их жизни. Ограничения касались всех сторон жизни. Так основным питанием для первых пустынножителей был хлеб, соль, винный уксус, рыба и сыр, иногда растительное масло. Известно, что до XI века было запрещено вкушать пищу в среду и пятницу. Из одежды разрешалось иметь две туники и кожаный плащ. В уставе святого Августина ( конец IV века) говорится, что, например, стирка разрешалась только по четвергам. Общая молитва два раза в сутки по часу утром и вечером. С 3х часов до 9 утра – труды. Затем трапеза. После трапезы – поучения от аввы. На сон времени вообще не оставалось. Возникает традиция молиться с воздетыми руками, что физически очень трудно переносить продолжительное время. Святой Пахомий создал 9 монастырей мужских и 2 – женских. А во время Макария Великого (IV век) жизнь в келлиях разрешалась только по трое, и эта традиция сохранялась в течении пяти веков. Священникам не разрешалось оставаться в монастырях, как только для исповеди и покаяния. Но во время Василия Великого – тоже конец IV века – уставы стали упрощаться, чтобы высвободить время для самообразования, ибо начинает преобладать точка зрения, что монах должен быть образованным. И действительно, во многих монастырях сосредоточены богатейшие собрания произведений, которые благодаря строгости монастырской жизни дошли до наших дней.

Интересна жизнь святого Иоанна Кассиана Римляныня, который по своему происхождению был румыном, но по большой любви к Богу, он посетил Палестину, Египет, где жил с монахами, а затем переезжает в Константинополь, где знакомится с Ионном Златоустым, по благословению которого его посвящают диаконы. Через некоторое время святой Иоанн Кассиан перебирается в Марсель и основывает там мужской монастырь и женскую обитель. Сюда он переносит традиции египетского монашества. Как и в египетских монастырях, где авва был главным духовным руководителем монахов, аббат в западно-европейских монастырях являлся человеком, который обладал абсолютной властью. Благодаря огромному влиянию церкви на общественную жизнь, монастыри в Западной Европе имели широкую автономию. Интересная традиция принятие в монастырь послушников, которая сохранялась довольно долго : желавший поступить в монастырь должен был десять суток просидеть под стенами монастыря, преодолевая непогоду и голод. Если он выдерживал эти испытания, то его приглашал на разговор аббат, и после разговора, если аббат был удовлетворен, происходило целование, а все монахи тоже подходили к вновь принятому, целовали его, и таким образом, он допускался до проживания в монастыре. Но прежде того, как он станет монахом, в течение трех лет этот послушник выполнял в монастыре самую грязную и унизительную работу. Только пройдя эти испытания, он мог быть пострижен в монахи. По уставу считалось, что отношения между монахами должны быть ровными, не допускались никакие отношения дружбы, чтобы ничто не отвлекало от Бога.

 

Особо докладчик остановился на уставах ирландских монастырей. Он коснулся такого явления в западно-европейском монашестве, как святой Венедикт Нурсийский - реформатор, основатель первого в Европе монастырского ордена бенедиктинцев (на горе Кассино; 529 год) со строгим уставом, скоро получившим широкое распространение в Западной Европе. Этот святой считается небесным покровителем Европы.

Монах Колумба́н ( родился ок. 540, скончался — 23 ноября 615) это уже явление чисто ирландское. Он был просветителем и церковным поэтом, проповедником-миссионером в странах Западной Европы. Он поступил в монастырь в Бангоре в то время, когда ирландские монастыри были центрами культуры. Он даже хотел пойти с проповедью Христа на Русь задолго до крещения Руси!

В Ирландии известно такое явление как смешанные монастыри, в которых проживали и мужчины и женщины, вели общее хозяйство, вместе молились. Покровителем христиан в Ирландии является святой Патрик (конец IV века-первая половина V века). Его судьба совершенно необычна. Достаточно сказать, что он в возрасте 16 лет был уведен в рабство ирландскими разбойниками, и именно будучи поставлен пасти стада овец после довольно благополучной жизни в семье своих родителей, Патрик обращается к Богу. Однажды во сне Патрик получает божественное видение, которое велит ему бежать. Побег закончился успешно, и Патрик , уверовавший в Бога, становится на миссионерский путь. Патрик прибывает в Ирландию вероятно в сане епископа в 431-32 гг. п Предположительно христианизация Ирландии происходила при поддержке святого Патрика местными аристократами-землевладельцами. Сложно судить в целом о процессе ранней христианизации Ирландии, так как одно из произведений Патрика - литературный памятник ирландского церковного законодательства, «Первый Синод св. Патрика», - был составлен лишь в середине VII века. Святой Патрик подчёркивал важность миссионерства, которое к VI веку стало отличительной чертой ирландской церкви, и приветствовал распространение христианства через монашеские общины, а не через епископские епархии. Таким образом он стал основателем множества монастырей по всей Ирландии.

Очень интересные доклады прозвучали во время Круглого стола, расширившие познания и конкретизировавшие некоторые известные исторические сведения.

Оставьте Ваш комментарий

прикрепить файл
X

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль