Слово о Кресте в неделю Крестопоклонную

священномученик Философ Орнатский

 

«…Проходят столетия после апостолов, и слава Креста не умаляется, не меркнет, но растет и растет, и вот мы читаем слова св. отца Кирилла Иерусалимского, в которых так говорится о силе Креста и его изображения:

«с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пием; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать или встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он - великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов». ˂…˃

Слава, Господи, Кресту Твоему честному!

Поразмыслим же, братия, - откуда взялась такая испытанная сила у креста, за что воздаем мы славу ему? Подумаем, чтобы наше поклонение честному Кресту было разумно, и дабы могли мы сознательно заградить уста тех нечестивцев, которые хотят возвратить нас ко времени языческого отвращения от Креста и осмеяния его.

Знайте же, православные, что Крест Христов получил свою славу не на Голгофе только, освящен не только страданиями Богочеловека на нем, нет! - он есть средоточие всей жизни Богочеловека на земле, которая крестом началась для Иисуса Христа и кончилась. Голгофский крест есть только высший пункт унижения, которому предал Себя Господь, сшедший с небес, дабы нас вознести на небо. Посему-то, хотя преимущественно на Голгофе, надо искать объяснения славы Креста, но ее видеть надо и в обстоятельствах рождения Спасителя нашего, и юности Его, и зрелого возраста. Словом, всю жизнь Господа нашего Иисуса Христа надо рассматривать как крест, - как безропотным несением креста жизненного должна быть для каждого из нас и наша жизнь, по слову Господа: «кто хочет за Мной идти; пусть отвержется себя и возьмет крест свой и за Мной идет» (Матф. 16:24).

˂…˃ на Голгофу, обратим взоры свои, чтобы видеть величие подвига Богочеловека, подъятого Им ради спасения нашего на рамена Свои, символом которого с тех пор служит святой Крест. Итак, вот Господь Иисус Христос, причтенный к злодеям, на Голгофе: одежды совлечены с Него, оцет отвергнут, Он возносится на крест. Руки и ноги Спасителя пригвождаются ко кресту, боли разливаются по всему телу, солнце скрывает лучи свои, чтобы, по выражению Златоуста, не освещать позорища бесчеловечия. И среди величайших мучений Богочеловека из уст Его со креста раздается глас, служащий кратким выражением цели всей жизни Господа и Спасителя нашего. Он говорит: «Отче, отпусти им, ибо они не знают, что делают», относя слова эти, конечно, ближайшим образом к Своим распинателям, но в лице их и ко всем врагам Бога настоящим, прежним и будущим. Так Крест Христов становится свидетелем всепрощения Господня, милосердия даже и к врагам Его.

Слышали или нет слова этой молитвы за них Господа Иисуса Христа Его распинатели, но если и слышали, она не остановила их от ругательств и насмешек над Иисусом. Ругательства над Ним раздавались из уст распинателей, и это неудивительно: грех, овладевший человеком, не знает пределов, пока не обрушивается на человека беда, открывающая взоры на его преступление. Но удивительно, как мог присоединиться к ругателям и один из распятых вместе с Ним. Но надо было, чтобы крест, очевидец Божьего милосердия к врагам всего доброго, узрел и помилование раскаявшегося грешника, и вот раздаются с правого от креста Христова, креста разбойника эти покаянные слова: «помяни мя, Господи, во царствии Твоем». И Господь, милосердый к ожесточенным врагам Своим, тотчас же изрекает слово утешения покаявшемуся разбойнику: «аминь, аминь, глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раю». Крест делается свидетелем и поручителем прощения всякому грешнику, если с сокрушенным сердцем и духом смиренным он повергнет свое раскаяние у его подножия.

Среди врагов Сына Божия была у креста Его пренепорочная Матерь. Теперь-то оружие, предреченное Симеоном, пронзило душу Ея, страдающей вместе со Своим Божественным Сыном (Лук. 11:35). И мог ли Господь, молившийся за врагов Своих и помиловавший благоразумного разбойника, не утешить, не ободрить Свою осиротелую Мать? Раздаются с креста слова: «жено, се сын Твой», при чем взор Спаса нашего указует Ей на Иоанна, Своего наперсника, и затем Иоанну: «се, Мати Твоя». Крест делается свидетелем любви и заботливости Сына о Своей Матери, среди величайших мучений и, казалось, совершенной беспомощности Самого Сына. О, святый Крест Христов, научи же и детей нашего времени повиновению и заботливости о своих родителях! Мы удивляемся величию всепрощения милосердого Господа, не забывшего Пречистую Матерь Свою со Креста, потому что, казалось бы, страдания должны были отвлекать мысли Его от других к Себе Самому. Но только после утешения Матери Своей, Господь обращается к Себе Самому и изрекает слова, свидетельствующие о тяжести Его мучений: «Боже Мой, Боже Мой, почто Ты Меня оставил», говорит Он. Страдания Его телесные были так ужасны, что как бы Бог оставил Его, для того, по богомудрому размышлению святого отца, чтобы человек, некогда один, без Бога, согрешивший в раю, один же, без помощи Божией, и испил до конца чашу страданий. И Спаситель наш испил эту чашу и до конца претерпел страдания. Ибо, произнесши слова молитвы к Богу Отцу, Он тотчас же громким голосом воскликнул: «совершишася». Совершилось! Окончено дело спасения людей: преподаны во веки спасительные наставления евангельские людям, дан пример жизни в жизни Богочеловека, принесена Богу в жертву жизнь святая, непорочная, исходатайствовано у Бога Правосудного всепрощение грешникам, указан всем путь спасения временного и вечного. Так крест, доселе бывший свидетелем уничижения Господа, теперь делается свидетелем победы, торжества Его над злом, которое побеждено, ибо претерпено.

Слава долготерпению Твоему, Господи!

Наконец, Крест Христов дает нам и последний урок. Урок этот заключается в предсмертных словах Иисуса Христа: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой». Это - урок предания Себя в волю Божию и в жизни, и в смерти, - урок, который с тех пор св. Церковь ежедневно преподает своим чадам: «сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим»...

 

Итак, вот что такое Крест Христов: он - свидетель нашего спасения, - орудие страданий Богочеловека, которым заглажены грехи наши, клятва потребися, смерть умертвися, и мы ожили. Крест Христов есть ручательство милосердия Божия ко всякому грешнику, - всепрощения и призыва в райские обители всякого кающегося, - он есть урок сыновней любви к отцу и матери, наставник покорности воле Божией….»

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль
Пользователи
он-лайн