О Любви как миссионерской категории

Разбирая вопрос о дореволюционных миссионерах, не безынтересно узнать о священномученике протоиерее Александре Миропольском. Он почти тридцать лет прослужил в Казанской епархии, известной в то время своим многонациональным составом, был миссионером и обращал в Православие татар, мордовцев, чувашей. В своей миссионерской деятельности он опирался на проповедь любви Божией к Своим творениям, и написал даже целый труд "Любовь -сущность христианства". Некоторое время он прослужил в Челябинской епархии, где и встретил революционный переворот в России, и вскоре был расстрелян без суда и следствия. Это произошло в 1918 году.

Очень интересны рассуждения о. Александра о любви в противоположность самолюбию. Действительно, Бог-есть Любовь. А как понимать Любовь в духовном смысле? Ведь это не какая-то симпатия, не сладкая конфета, которую дают для удовольствия малым детям. Это жертва ради близкого, ради страны, ради Христа. Ключевое слово здесь – жертва, понимаемая как великодушие, бесстрашие перед лицом собственных страданий ради ближнего, и примером для всех поколений христиан является Сам Христос, Спаситель. Христос умиротворяет любящую душу, окрыляет ее, вселяет свет, надежду и желание творить добро.

В Предисловии к своему труду отец Александр Миропольский сразу выделяет действие любви и самолюбия в человеческой жизни:

"Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и ею управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же – самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а также в жизни целых народов, обществ и семейств, постоянно враждуют между собой.

... Вообще, любовь всех умиротворяет, объединяет, сближает, даруя счастье без всякой зависимости от материального довольства и наслаждений естественной жизнью. Наоборот, самолюбие, даже при внешнем благополучии, всегда возбуждает недовольство, вселяет беспокойство и злобу в сердце человека, производит раздоры, разделяет народы, общества, семейства. Словом, где любовь – там счастье и блаженство, а где самолюбие – там зло и страдания."

"Побуждаемые самолюбием, одни ищут жизненного блага в богатстве и почестях, другие в приобретении знаний и мудрости, иные в удовлетворении плотских страстей."

Углубляя рассуждения о самолюбии, о. Александр пишет: " Наблюдательный человек не может не понимать, что главное зло, причиняющее расстройства и страдания, заключается, безусловно, в самолюбии, или в стремлении каждого к самоугождению и служению себе,– в самолюбии, разъединяющем всех, возбуждающем ненависть и вражду и причиняющем беспокойство сердцу. И для каждого становится очевидным, что всякое зло и всякий грех, а именно: ненависть, зависть, жадность, корысть, обман, вражда, убийства, грабежи, неповиновение старшим и властям, вражда между супругами, несогласие родителей с детьми, беспорядки государственной, общественной и семейной жизни,– отравляющие человеческую жизнь, суть порождения самолюбия."

Для современного человека перечисленные выше духовные немощи суть понятия известные. Возможно, нынешние люди и не осознают пагубности этих свойств человеческой нравственной палитры, потому что часто слышат уверения в том, что человек как личность свободная вправе делать чисто прагматический выбор, ставя во главу угла свои интересы.

О. Александр Миропольский показал, что человек несёт в себе образ Божий, потому что Творец создал людей по образу и подобию Своему, но Бог есть любовь, " и вот, несмотря на это, почти никто из нас совершенно не думает и не заботится о возгревании любви в сердце своем и о деятельных проявлениях ее в жизни."

Трактовать этот постулат о любви Божией было принято не только в прошлые столетия, но и в наше время православные священники говорят об этом с паствой.

Очевидно, содержание этого догмата носит миссионерский характер. Ни в одной другой религии нет такого указания, что Бог есть любовь, как только в Православии.

Например, недавно почивший горячо любимый отец Дмитрий Смирнов говорил, что подобие Богу человека заложено в Троичности : Бог явился нам в трёх лицах - как Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, так и в человеке есть дух, душа и плоть. В Евангелии содержится призыв Господа: Станьте совершенны как и Отец ваш совершен есть. Евангелие помогает узнавать чувства подобные Божественным, и , соотнося их со своими чувствами, понимать, "правильные " ли чувства владеют нами.

О. Константин Корепанов говорит, что образ Божий -это свет, это то ядро внутри человека, к которому он должен устремляться. Свобода выбора, которая дана человеку , позволяет ему стремиться подражать Господу, а может и заставлять противиться образу Божию в себе, даже доводя человека до ненависти к себе и к тому, что есть образ Божий в нем.

Так празднование в широких массах дня Хэллоуина 31 октября – это дань сатане, ибо праздник этот посвящен его нечистой силе. Масса молодежи и людей взрослых, уже родителей, имеющих малолетних детей, в нашей православной стране не стесняется отмечать этот день безудержным весельем, карнавальным переодеванием в костюмы, изображающие скелеты, чертей, надевать маски в виде черепа; мажут лица сажей, гремят металлическими побрякушками, упиваются алкоголем, отдавая дань своей плотской природе, и когда ночь этого безумия проходит,- что могут вспомнить и почувствовать участники карнавала в честь нечистой силы? Усталость, опустошение, больную голову и увидеть напуганных малолетних чад. Ясно же, что эта «традиция» совершенно чужда нам, т.к. это искусственно придуманный праздник из разряда развлечений масс-культуры, который имеет оккультный характер. У нас в России к пропаганде оккультного и мракобесного относятся плохо, даже когда это делается в шутку", - говорит религиовед Роман Силантьев.

История Хэллоуина – это история перерождения праздника всех святых в безобразные карнавальные оргии.

Раньше этот праздник приходился на окончание сезона сбора урожая. В Шотландии и Ирландии, а затем в Северной Америке считалось, что за дары земли нужно благодарить не только Бога, но и собственных предков. Так что это отголосок более древней, языческой традиции почитания мертвых.

Усопшим родственникам в Англии и США посвящен вечер накануне 1 ноября – он называется All Hallows Evening (в переводе – вечер всех святых) или, на староанглийском, All hallow eve. Отсюда и название праздника – Хэллоуин, и дата - 31 октября. В октябре собирают урожай тыквы.

Откуда пришла тыква в этот праздник? Из тыквы вырезают светильник, который напоминает фонарь. Этот фонарь называется "фонарь Джека". Согласно ирландской средневековой легенде, фермеру по имени Джек удалось обмануть самого дьявола, выманив у него обещание не забирать душу фермера в ад после смерти. А поскольку Джека за грехи не пустили в рай, то дьявол "помог" ему — дал тлеющие угли из адского костра, дабы Джек мог осветить свой путь во тьму. И Джек вырезал из репы фонарь, положив туда угольки. С тех пор светильник Джека — символ неприкаянной души, которая бродит в темноте.

А Православие день Всех Святых отмечает в первое воскресенье после дня Святой Троицы.

1 ноября Православная Церковь чтит память преподобного Иоанна Рыльского - перенесение его святых мощей.

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль