Единственная встреча Господа и пророка и Крестителя Иоанна

Праздник Крещения Господнего – тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же — Иоанн Креститель. Второе название праздника — Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса Сыном. В то же время и явление Христа народу иудейскому произошло именно через Крещение Господа в водах реки Иордан. Иисус вышел на Свое служение, достигнув возраста 30 лет, который считался у иудеев возрастом взрослого мужа.

В Евангелии от Марка в 1 ой главе говорится: «Был Иоанн Креститель в пустыне, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов. 5 И выходила к нему вся Иудейская страна и все Иерусалимляне; и крестились у него в Иордане реке, исповедуя грехи свои. …7 И проповедовал, говоря: идет Сильнейший меня за мною, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. 8 Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. 9 И было в те дни: пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен в Иордане Иоанном. 10 И тотчас, выходя из воды, увидел Он разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. 11 И голос раздался с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение. 12 И тотчас Дух уводит Его в пустыню.»

В Евангелии от Луки сообщается следующее: 2 при первосвященнике Анне и Каиафе, было слово Божие к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. 3 И прошел он всю страну Иорданскую, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов…» В этом повествовании слышен голос самого Пророка Иоанна: «7 Итак, он говорил народу, выходившему креститься у него: отродье змеиное, кто указал вам бежать от будущего гнева? 8 Сотворите же плоды достойные покаяния, и не начинайте говорить самим себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что может Бог из камней этих воздвигнуть детей Аврааму. 9 Уже лежит и топор при корне деревьев: итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь, 16 … я водою крещу вас; идет же Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его. … 21 И было: когда крестился весь народ, и Иисус крестившись молился, открылось небо,22 и нисшел Дух Святой в телесном виде, как голубь, на Него, и голос с неба раздался: Ты Сын Мой возлюбленный, на Тебе Мое благоволение.»

В этой главе представлена «программа» покаяния для различных слоев общества Израиля, и она-то и составляет проповедь пророка Иоанна Предтечи о покаянии: «10 И спрашивал его народ, говоря: что нам делать? 11 Он же отвечал им: у кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, и у кого есть пища, пусть так же поступает. 12 Пришли же и мытари креститься и сказали ему: Учитель, что нам делать? 13 Он же сказал им: ничего больше положенного вам не взыскивайте. 14 Спрашивали его и воины, говоря: а нам что делать? И сказал им: никого не насилуйте, не вымогайте доносами и довольствуйтесь своим жалованьем. 15 И ждал народ, и размышляли все в сердцах своих об Иоанне: а не Христос ли он сам?»

Здесь же развернута перспектива будущего Страшного Суда, когда Господь воссядет одесную Бога Отца, и будут судить каждого по делам его. «… 16. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. 17 Лопата Его в руке Его, чтобы очистить гумно Свое и собрать пшеницу в житницу Свою, а мякину Он сожжет огнем неугасимым. 18 И многое иное внушал он народу, благовествуя ему.»

Все же какие-то обстоятельства Крещения, не указанные у других евангелистов, находим мы у евангелиста Матфея: глава 2 – «Тогда выходили к нему Иерусалим и вся Иудея и вся округа Иорданская. 6 И крестились у него в Иордане реке, исповедуя грехи свои. 7 Увидев же, что многие из фарисеев и саддукеев идут к нему креститься, он (Иоанн Предтеча – прим. наше) сказал им: «отродье змеиное, кто указал вам бежать от будущего гнева? 8 Сотворите же плод, достойный покаяния. 9 И не думайте говорить самим себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что может Бог из камней этих воздвигнуть детей Аврааму. 10 Уже лежит топор при корне деревьев: итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь. 11 Я вас крещу водою в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, Тот, Чью обувь я недостоин понести. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. …Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14 Иоанн же препятствовал Ему, говоря: мне нужно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне? 15 Но Иисус ответил ему: допусти сейчас; ибо так подобает нам исполнить всякую правду. Тогда он допустил Его. 16 И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и увидел Он нисходящего, как голубь, Духа Божия, спускающегося на Него. 17 И вот, голос с небес, говорящий: это Сын Мой Возлюбленный, на Ком Мое благоволение.»

Как видно из сравнения евангельских текстов, проповедь Иоанна Крестителя о покаянии представлена у евангелистов Матфея и Луки очень схожим образом и практически идентичная по содержанию. У евангелиста Марка событие крещения изложено очень кратко.

Зато у евангелиста Иоанна встречаем более подробное описание события Крещения Господня и Богоявления. В Главе 1 от Иоанна евангелист сообщает о диалоге с пришедшими к нему креститься иудеями: «24 А посланные были из фарисеев. 25 И спросили его и сказали ему: что же ты крестишь, если ты не Христос, и не Илия, и не пророк? 26 Ответил им Иоанн, говоря: я крещу водою; посреди вас стоит Тот, Кого вы не знаете: 27 Идущий за мною, Который впереди меня стал. Кому я недостоин развязать ремень обуви Его. 28 Это произошло в Вифании, по ту сторону Иордана, где Иоанн крестил.»

Таким образом, получается, что Иоанн указывает на предчувствие явления у вод Иордана Господа Иисуса Христа, и на само Крещение Господне, но эти два события отстоят во времени друг от друга в его изложении: «29 На другой день видит он Иисуса, идущего к нему, и говорит: вот Агнец Божий, Который берет грех мира. 30 Это Тот, о Ком я сказал: за мною идет Муж, Который впереди меня стал, потому что прежде меня был. 31 И я не знал Его, но для того пришел я крестить водою, чтобы Он явлен был Израилю. 32 И засвидетельствовал Иоанн, говоря: я увидел Духа, сходящего, как голубь, с неба, и Он пребыл на Нем. 33 И я не знал Его, но Пославший меня крестить водою, Тот мне сказал: «на Ком увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Он есть крестящий Духом Святым». 34 И я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий. 35 На другой день снова стоял Иоанн, и из учеников его двое. 36 И взглянув на проходящего Иисуса, он говорит: вот Агнец Божий.»

По Иоанну Господь трижды находился между крестившимися, а в третий день за Ним последовали два ученика: «37 И услышали оба ученика его слова и последовали за Иисусом. 38 Обернувшись и увидев, что они идут следом, Иисус говорит им: что вы ищете? Они сказали Ему: Равви (что значит: Учитель), где Ты пребываешь? 39 Говорит им: идите и увидите. И пошли они и увидели, где Он пребывает, и пребыли у Него день тот. Было около десятого часа. 40 Андрей, брат Симона Петра, был один из двоих, услышавших от Иоанна и последовавших за Ним.»

Что значит «Крещение покаяния»? — люди, которые желали примирения с Богом, этим ритуальным омовением открывали перед всеми свои грехи и просили у своего Создателя прощения. Омовение в водах реки Иордан (не какой-то особенной в ту пору, а просто единственной большой реки в Иудее), которое предлагал Иоанн, неспособно было на самом деле очистить человека от греха. Однако омовение на глазах у всех, практически публичное признание «я согрешил пред Тобою», безусловно, помогало человеку раскаяться и бороться с грехом, чтобы не повторять его в будущем. И тем более хотели люди очиститься от своих грехов, что Иоанн проповедовал: вот-вот придет долгожданный Мессия, покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2). Мессия действительно приходит, и Иоанн Предтеча узнает Его, свидетельствует о Нем, как о Спасителе мира — но открывший Себя Спаситель говорит, что пришел... креститься! Пришел Господь креститься от Иоанна, чтобы перед всеми людьми, которые когда-либо приходили сюда и омывали свои беззакония, перед всеми уже давно умершими людьми и перед всеми, кому еще только предстоит родиться, навсегда засвидетельствовать: Он, не имеющий на Себе никакого греха, — не гнушается грешными людьми, Он – человек по плоти - Бог воплотился, стал таким же, как все люди, — и вот Он пришел омыться в водах покаяния, словно простой грешник, и добровольно взять на Себя чужие преступления, чтобы позже искупить их на Кресте.

Ведь говорит же евангелист Лука (2 гл, стихи 48-52), что когда двенадцатилетнего Отрока искали родители после возвращения из Иерусалима с праздника Пасхи, нашли Его в храме беседующим с раввинами и пеняли Ему за то, что отстал от Своих родителей, и так возрастал Иисус, находясь в подчинении у них. Поражает, что Иисус жил жизнью простых людей, узнал ее во всей полноте, и понес на Себе бремя грехов человеческих, давая надежду на освобождение от греха и возвышение Духом Святым к жизни безгрешной. Таково значение Крещения Иисуса Христа для христиан.

Ведь три евангелиста – Марк, Матфей и Лука – говорят, что Господь сразу по явлении над Ним Духа Святого был уведен в пустыню, где пребывал в течение сорока дней в посте и молитве и был искушаем сатаной. И только у Иоанна это сообщение об удалении Иисуса Христа в пустыню отсутствует. Само же искушение требовало проверки не только власти Господа над плотью. «При Своем воплощении Господь соединил Свою судьбу с судьбой всего рода человеческого. Истинное значение искушений Христа в пустыне состоит в предложении Ему вновь отделить Себя от людей: «Сын Божий, яви Свое могущество». (Цитируется по сайту Азбукаю Ру : Тренч, архиеп. Дублинский. «Православное обозрение», 1881) - так провоцирует сатана Господа, каждый раз говоря: «если Ты Сын Божий, то сделай то-то и то-то».

(Чтобы понять некоторые разночтения в описываемых событиях Нового Завета, приводим хронологию написания Четвероевангелий: Евангелие от Марка, по всей вероятности написанное в Риме, является самым ранним и датируется примерно 68-70 годами по Р.Х. Евангелие от Матфея, вероятнее всего, было записано в Антиохии (столице Сирии), и датируется примерно 80 годом. Произведения же Луки, который написал не только Евангелие и Деяния апостолов, но и возможно, некоторые апостольские послания апостола Павла, т.к. Лука сопровождал апостола Павла в его миссионерских походах, датируются примерно 80-85 годами. Самым поздним принято считать Евангелие от Иоанна, его датируют периодом с 100-го по 110 год нашей эры, хотя некоторые ученые относят его к 90-95 годам I века. Оно вполне может содержать уже некоторое осмысление произошедших за три года служения Господа событий спустя 60 лет).

 

Материал подготовлен ЕА. Евдокимовой,- помощник игумении Иларионы (Феоктистовой)

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль