XXV Рождественские чтения

XXV Рождественские чтения проходили в Москве с 25 по 27 января 2017 года. Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря, приняла участие в XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. В этом году основная тема Рождественских чтений была обозначена следующим образом: "19172017: уроки столетия". Открытие этого масштабного мероприятия состоялось 25 января в Государственном Кремлевском дворце съездов в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. На открытии присутствовало почти 6000 человек.

Матушка Илариона рассказала, что история Рождественских Чтений восходит к 1993 году. Основная тематика докладов и обсуждений была посвящена вопросам педагогики и образования, и аудитория была в основном учительско-преподавательская. Церковь придавала большое значение этим встречам. Традиционно открывал Рождественские Чтения Патриарх. В последние годы Рожественские Чтения носят международный характер и на них обязательно приглашаются представители светской власти. К формату Рождественских Чтений добавились Парламентские встречи, которые посвящены вопросам общественной жизни и влияния Православной веры на здоровье нации.

Рождественские Парламентские встречи — важнейшая часть Международных Рождественских образовательных чтений. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые принял участие в Парламентских встречах в январе 2014 года. Тогда Святейший Владыка выступил в Совете Федерации. Это было первое в истории посещение Верхней палаты Российского парламента Предстоятелем Русской Православной Церкви. В 2015 году Рождественские парламентские встречи проводились на площадке Государственной Думы, а в 2016 году — вновь в Совете Федерации. «Цель Рождественских Парламентских встреч и заключается в выстраивании эффективного диалога между Русской Православной Церковью, Государственной Думой, различными конфессиями и обществом в целом», — сказал В.В. Володин, отметив, что Русская Православная Церковь вносит особый вклад в создание условий для такого диалога.

В Рождественских Чтениях сейчас участвуют представители всех епархий. Заранее объявляются конкурсы, и в рамках Рождественских Чтений подводятся итоги конкурсов и происходит награждение лауреатов. В этом году состоялось награждение победителей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Святейший Патриарх Кирилл вручил победителям конкурсов дипломы и грамоты, а Вячеслав Володин — подарки и цветы.

Таким образом, Рождественские Чтения — это большое событие не только церковной жизни, но и общественной жизни страны. Это взаимное стремление духовных и светских властей преодолеть духовный раскол в обществе.

Матушка Илариона подчеркнула, что монастырское направление в работе Рождественских Чтений появилось не так давно. Сейчас стоит задача разработки документов, регламентирующих жизнь монастырей.

Ведь рост количества монастырей по России значительный. Если в послевоенные годы в СССР было всего 16 монастырей, то на текущий момент насчитывается 890 монастырей, включая обители ближнего и дальнего зарубежья. Таким образом их количество приближается к уровню дореволюционной России, когда в стране насчитывалось 1025 монастырей и монашеских общин, готовившихся получить статус монастыря. Необходимость проводить собрания игуменов и игумений, как в рамках Рождественских чтений, так и в формате отдельных конференций, обусловлена тем, что минувшие 25 лет активного восстановления монастырей прошли в совершенно новых исторических условиях. Теперь требуется глубоко осмыслить этот опыт, преодолеть возникшие трудности, сформулировать основные положения внутренней и внешней жизни монастырей в соответствии с канонами и правилами общецерковной жизни.

Матушка сообщила, что количество насельников в некоторых новых монастырях не велико, что неудивительно. С одной стороны, в начальный период возрождения монастырей и невозможно продвигаться "широким фронтом", так как усвоение монашеской традиции требует длительного индивидуального внимания к каждому новому человеку. С другой стороны, в наше время утрачиваются традиционный для русского народа коллективизм и взаимовыручка, самоотверженность и терпеливость, что усложняет жизнь в монашеской общине. Но ведь именно в монастыре и можно преодолеть самоизоляцию, научиться понимать ближних и соборно молиться. Через это, по свидетельству подвижников благочестия, можно стать истинной личностью, — человеком, исполняющим волю Божию.

Внутри Рождественских Чтений 26 января и 27 января проходили отдельные заседания, посвященные проблематике монастырей и монашествующих. На этих заседаниях председательствовал Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, который является Председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Темы выступлений были посвящены урокам истории 1917-2017 года. Чтобы понять глубину обсуждаемой тематики, назовем лишь некоторые из них:

  • «Монашество перед вызовами революционной эпохи»
  • «Святые и подвижники благочестия в истории Русской Церкви XX века»
  • «Значение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской для вселенского Православия» и др.

Часть работы проходила в рамках заседаний отдельных секций:

Секция 1: «За Христа пострадавшие»: значение опыта новомучеников и исповедников Русской Церкви для современного монашества.

В рамках заседаний этой секции были заслушаны несколько докладов: Архимандрита Макария (Веретенникова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «За Троицу Святую» — подвиг исповедничества монашествующих в 20-е-30-е годы XX века»;

Епископа Дмитровского Феофилакта, наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря на тему «В горах и пещерах»- аскетический опыт монашествующих в годы гонений на Церковь».

Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря выступил с докладом «Светильники духа»- служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке», в котором в виду обширности темы ограничился рассказом о духовном наставничестве некоторых из братии Данилова монастыря в 1920–1930-е годы и в послевоенное время. Особое внимание в докладе было уделено личности настоятеля Данилова монастыря епископа, а с 1923 года архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского). По воспоминаниям современников, это был монах строгой, по-настоящему аскетической жизни, вызывающий у хорошо знавших его людей глубокое уважение и любовь. Самые известные из даниловских духовников – преподобный Георгий (Лавров); архимандрит Симеон (Холмогоров); архимандрит Поликарп (Соловьев); архимандрит Стефан (Сафонов); архимандрит Серафим (в схиме Даниил, Климков); иеромонах Павел (Троицкий). О них известно благодаря воспоминаниям их духовных чад, а также из следственных дел 1920–1930-х годов, которые в наши дни стали доступны для исследователей. С первых лет восстановления Данилова монастыря братия и сотрудники работают в архивах, стараясь по крупицам восстановить историю обители и ее насельников.

Тему подвига новомучеников и исповедников Российских на примере насельниц Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря раскрыла настоятельница монастыря игумения Мария (Солодовникова), в докладе «Верные хранительницы монашеских преданий» — исповеднический подвиг монахинь в годы гонений», в котором она подробно рассматривает подвиг женского монашества, имевшего опыт высокой духовной жизни, известного широкой социальной благотворительностью, которое в глазах новой богоборческой власти было классовым и идеологическим врагом. Монахини Борисоглебского Аносина монастыря понесли крест мученичества, проявив мужество и стойкость. Аносина пустынь часто называли «женской Оптиной пустынью»: здесь так же было развито старчество – традиция духовного окормления монашествующих, особенно новоначальных сестер.

Работа Секции 2: «Уроки истории» — устроение жизни современных монастырей в свете осмысления трагических событий XX века» проходила под председательством Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. Он же сделал доклад на тему «Духовный авторитет игумена как основа единства братства». В докладе Высокопреосвященнейший Владыка Георгий отметил, что сегодня не утихают споры о том, кем должен быть игумен — духоносным старцем, пекущимся о своем спасении и спасении братии, или талантливым администратором, хозяйственником, строителем, имеющим при себе опытного духовника? Что имеет преимущество – его возраст, духовный опыт, долголетие пребывания в постриге, или образование, житейский опыт и административный талант. Владыка считает, что раскрытие во всей полноте темы возможно только, если обратиться к письменному монашескому наследию и на примерах показал важность духовного авторитета игумена для духовного единства монашеского братства.

В заключении Матушка Илариона сказала, что в основном доклады касались вопроса преемственности монашеской и монастырской традиции, многие настоятели и настоятельницы монастырей, игумены и игумении, являются духовными чадами Новомучеников и Исповедников Российских, и в этом заключается большая сила и надежда для духовного возрождения нации.

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль
Пользователи
он-лайн