25 октября 2019

Духовное наследие святого преподобного Амвросия Оптинского

Преподобный Амвросий Оптинский был учеником преподобных Льва и Макария, и самым известным и прославленным из всех Оптинских старцев.

23 октября по новому стилю празднуется день памяти святого преподобного Амвросия Оптинского, а 24 го октября – Собор святых Оптинских старцев. Без преувеличения можно сказать, что Оптина пустынь - это самый яркий духовный светильник Русского Православия на стыке XIX–XX веков, возжжённый русскими людьми пред Богом и оказавший огромное влияние на судьбы России.

Святой преподобный Амвросий был третьим старцем оптинским, воспринявшим духовную традицию старчества от своих наставников – старцев Льва и Макария. Свою поистине всероссийскую славу преподобный Амвросий снискал тем, что исцелял от недугов, врачевал души, наставлял в правде и духовно мог с каждым говорить на понятном ему языке: помочь и неграмотной крестьянке, и ответить на вопросы таких глубоких личностей как Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого и других, самых образованных людей того времени, которые приезжали к старцу в Оптину.

Известно, что старец вел обширную переписку. Его письма, изданные отдельной книгой, производят сильное впечатление. В них можно найти и советы о том, как поступить, и как бороться с грехом и страстями, или что читать для подкрепления духовных сил. Написаны они очень доходчиво, и с такой чуткостью, что все сложное вдруг предстает посильным, и наставления проникают в самое сердце. Многие современные старцу люди искали духовного наставника, и тогда, как теперь. Но не всегда можно было лично побеседовать со старцем, и вот он писал им ответы на их письма, давая руководства с простотой и искренностью.

К слову сказать, у него был свой список рекомендованной литературы. « Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения» - пишет он в одном письме. « Опасение ваше весьма основательно. Поэтому если не хотите пострадать от такого бедствия душевного, не читайте без разбора всякие новые сочинения, … а читайте творения отцов, которые признаны Православною Церковью за твердо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные». Неоднократно и разным чадам он советовал ознакомиться с творениями Петра Могилы «Православное исповедание», Летопись или 4-ая часть творений святителя Димитрия Ростовского. Также в одном из писем находим указание на книгу Аввы Дорофея, « которую по справедливости называют зеркалом души. Зеркало это покажет каждому не только его действие, но и самые движения сердечные». … « Полезно читать Ефрема Сирина в русском переводе, выбирая главы о покаянии». «Чтобы утвердиться в православных понятиях, советовал бы вам прочитать со вниманием и со тщанием все творения нового угодника Божия святителя Тихона Задонского»...

Конечно, живая беседа всегда более желанна, прямое общение с духовным лицом имеет очень большую силу. К такой беседе необходимо все же приходить «не с пустыми руками». Вот что объясняет Св. Амвросий Оптинский: «Но думаю, что главное в наших обстоятельствах внешних и внутренних есть то, чтобы внимательно и точно рассмотреть свою жизнь, начиная с тех лет, как вы стали себя помнить… Когда же жизнь свою основательно рассмотрите, то потребно будет вам отыскать духовника поопытнее, которому вы могли бы с верою исповедовать все, что нужно исповедовать, и который доволен был бы вам подать приличное врачевство духовное». ( стр 108. Цитируется по книге «Преподобный Амвросий Оптинский . Письма о духовной жизни. Умудряйся и смиряйся. Издание Сретенского монастыря , г. Москва, 2008).

Вот лекарство от тоски и страха, которое советует «принимать» преподобный Амвросий: … А этого ( т.е. избавиться от тоски и страха – Прим. Авт.) можете достигнуть, во-первых, если найдете в вашей стороне для себя такого духовника, пред которым могли бы с полной верою и с совершенной искренностью смиренно исповедовать всё, тяготящее совесть вашу, начиная с 6-и лет и до сего дня; а во-вторых, если твердо решитесь не возвращаться к таким поступкам, которые причиняют страх и тоску…» ( Там же, стр. 111). Важно, что старец называет врачевством духовное наставление и открывает таким образом одно из важнейших назначений духовничества – врачевание душ, исцеление от грехов, окормление. В одном из писем преподобный Амвросий пишет: « Что делать? В настоящее время-неустройство в целом мире от брожения умов и от чрезмерно развитого самолюбия. Не говоря уже о каких-либо увлеченных людях, видим, что между самыми благонамеренными людьми редко можно найти двух во всем единомысленных и согласных, но и из таких людей всякий думает по-своему и видит вещи по-своему, и действует с настойчивостью по своему,- когда в силах, то открыто, более же – политически и ухищренно.»(стр. 126)

Как будто это сказано не в конце девятнадцатого века и не о том времени, а о нынешнем, и сказано точно! Это наблюдение святого Амвросия Оптинского объясняет необходимость духовного наставника - человеку так не просто не грешить в море житейских перипетий и соблюдать сердечную чистоту.

Уже став насельником Оптиной пустыни, послужив келейником у старца Льва, а затем у старца Макария, отец Амвросий постепенно был посвящен во многие духовные делания, а старец Макарий подготовил себе достойного преемника в лице отца Амвросия. Когда же старец Макарий преставился в 1860 году, то в силу многих обстоятельств отец Амвросий был поставлен на его место.

Преподобный принимал у себя в келье толпы людей и никому не отказывал. По воспоминаниям знавших его, старец вставал в четыре — пять утра, звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Затем он молился один. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг. До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь — Казанскую Шамординскую пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. К 90-м годам 19 века число инокинь в ней достигло 500 человек.

В этой же обители ему было суждено встретить час своей кончины. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето. В конце лета старец три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Через год болезнь усилилась. Его соборовали и неоднократно причащали. 10 октября по ст.стил., и 23 октября по новому, 1891 года старец, три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. Гроб с телом старца был перенесен в Оптину. На погребение съехалось около 8 тысяч человек. Похоронили старца Амвросия рядом с его учителем старцем Макарием.

А в июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых. В годовщину возрождения обители, по милости Божией, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия. Совершались другие чудеса от мощей старца, коими он удостоверяет, что не оставляет нас, грешных, своим заступничеством пред Господом нашим Иисусом Христом.

Оставьте Ваш комментарий

прикрепить файл
X

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль