Григорий Палама и его роль в спорах о Боге и Благодати на рубеже двух веков и двух миров

«Интеллектуальная жизнь средневековой Византии до сих пор остается областью, разработка которой едва начата. …у византийского Востока не было прямых наследников, способных продолжать интеллектуальную традицию Византии или хотя бы публиковать творения прошлого: византийская культура умерла насильственной смертью в 1453 г. под ударами турок.»- так пишет протопресвитер Иоанн Мейндорф во «Введение в изучение св. Григория Паламы». Отец Иоанн Мейндорф был одним из наиболее глубоких исследователей наследия Григория Паламы.

Один из величайших учителей исихазма ( т.е. уединенной и молитвенной жизни), святитель Григорий Палама, рано осознал себя причастным таинственной внутренней жизни. В результате этого осознания он покидает Константинополь, царский двор императора Андроника II, при котором он был воспитан и получил прекрасное образование, с тем, чтобы отправиться на Афон и погрузиться там в жизнь духа, богопознания и самоотречения. Что мы знаем о нем?

Григо́рїй Пала́ма родился в 1296, его родной город – Константинополь, отошел ко Господу 14 ноября 1359, в городе Фессалоники, где он был архиепископом, а потому прославлен в Православной Церкви как святитель. Григорий Палама прошел школу монашеской жизни на Афоне, там же принял постриг, а покинул Святую Гору вместе с другими монахами, спасаясь от нашествия турок. Григорий Палама - христианский мистик, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, отец и учитель Церкви.

Память совершается 14 (27) ноября, а также переходящая память празднуется во вторую Неделю (воскресенье) Великого поста. Именно потому, что монашеская жизнь посвящена Богу, связана с деланием Иисусовой молитвы, память свт.Григория взывает верующих отвлечься от мирских забот, которые только расслабляют душу, особенно тяготеющую к комфорту у современного человека, и обратиться к молитве как к «лествице», возводящей мысли к Богу. По преданию, святитель Григорий умер 14 ноября 1359 года в возрасте 63 лет (или 61 года), и последними словами его были: «К высотам!».

Святитель Григорий отстаивал позицию Церкви в споре с Варлаамом Калабрийским, итальянским монахом. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D0%BC_%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

В ряде своих сочинений, антилатинских по сути и направленных против латинского учения об исхождении Святого Духа и от Сына, Варлаам подчеркивал, что Бог непостижим и что суждения о Боге не доказуемы. Монашеский Свято-Афонский тип подвижничества, неизвестный западному монашеству, живущему преимущественно деятельной жизнью, показался Варлааму не только странным, но и заслуживающим осуждения. Но представитель западного иночества еще более был смущен, когда один из простодушных афонских калогеров (Калогер — "монах", др.-русск. калогеръ, калугеръ . произошло из греч. καλόγερος )в безыскусной форме сообщил ему, что иноки, посредством особого способа аскетической настроенности, удостаиваются телесными очами видеть свет Божественный и созерцать природу Божию.

Варлаам в полемике с исихастами не ограничился словесными обличиями, но и написал сочинение, в котором доказывал, что свет Божественный, в частности, воссиявший на горе Фаворе, есть вещественный и тленный, обличал монахов за то, что они, якобы, считают Священное Писание бесполезным, а науку вредной, и думают, что существо Божие можно видеть телесными очами при помощи некоторых искусственных приемов. Как сказано в решениях осудившего его собора, Варлаам «стал попирать ногами и всю монашескую добродетель в теории и на практике, имея в виду (даже) священный Афон, общее вместилище всякой добродетели, этот сонм, избранный во всей вселенной, где хранятся поистине олимпийские доблести». Тогда Григорий Палама написал аподиктические ( «аподиктический» - [от греч. apodeixis — показание] в философии : достоверный, основанный на логической необходимости) трактаты против латинского новшества, подвергнув критике богословский «агностицизм» Варлаама и его чрезмерное доверие авторитету языческой философии идеализма. После этого разгорелся конфликт между Варлаамом и Паламой.

Варлаам обвинил Паламу в ереси как защитника исихазма. ( Впоследствии однако два Софийских собора 1341 г. и Влахернский собор 1351 г. осудили Варлаама ). Спор с Варлаамом продолжался шесть лет с 1335 по 1341 год. В ноябре 1344 года на соборе Григория Паламу отлучили от Церкви. Этому радовался Акиндин, один из его главных противников Григория Паламы в споре о непознаваемости Бога. Этот самый Акиндин тоже пришел на Афон в период, когда там уже подвизался Григорий Палама, и даже получил от оного поддержку перед братией Святой Горы. В конце того же года, когда Григория Паламу отлучили от церкви, Акиндин был рукоположён во диаконы и священники. Это показывает нам, как колебался собор служителей Церкви в спорах то в одну, то в другую сторону. И вновь на соборе 2 февраля 1347 года Григорий Палама был оправдан, а осуждены его противники.

Протопресвитер Иоанн Мейендорф об этом факте пишет: «Лишь политические причины привели к осуждению, два года тяготевшему над ним ( имеется в виду над Григорием Паламой). Если бы политические обстоятельства сложились по–иному, «паламитские споры» длились бы не больше нескольких месяцев.»

Высказывания отца Иоанна Мейендорфа о сущности споров и о главных различиях во взглядах варлаамитов и паламитов, обладают большой объяснительной силой.

«Именно те принципы, что возвещали уже наступление Нового Времени, ( эпохи Возрождения на Западе), были предметом спора между Варлаамом и св. Григорием, именно они нередко разделяли противников и сторонников учения Паламы; в самом деле, гуманисты провозглашали определенную независимость человеческого разума, его свободу от Бога, которого они считали непроницаемой и недоступной Сущностью.

Соединение Бога и человека, раз и навсегда осуществленное в лице Христа, действенная и реальная божественная деятельность в среде возрожденного крещением человечества, не играли в мышлении у варлаамитов определяющей роли», но были основополагающими у паламитов. Исихасты « отстаивали понимание христианства, унаследованное от Отцов Церкви, которое не отделяло никакую человеческую деятельность от деятельности Бога; мысль о полном «сотрудничестве» (sunergia) между двумя этими деятельностями и является сутью того, что хочет нам сообщить учение св. Григория Паламы. Православная Церковь, одобрившая в 1351 г. его учение и признавшая св. Григория одним из своих Отцов, торжественно осудила секуляризм Нового Времени, противопоставив ему собственно христианский гуманистический идеал.» ( Цитируем по « Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение св. Григория Паламы» , источник : https://lib.pravmir.ru/library/readbook/2446)

Трактовку того, что представляет собой идея о Нетварных энергиях Бога, которую ввел в свои рассуждения свт. Григорий Палама, дает В.Н. Лосский . «Для православного богомыслия энергии означают проявление Святой Троицы вовне и возможность созерцать Троицу в Ней Самой». ( Эта цитата - одно из положений, в научном труде « Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект. Авторы : Владимир Васильевич Козлов; Владимир Майков) Но также можно созерцать Троицу в Ее отношении к тварному, икономически. В порядке домостроительного проявления Святой Троицы в мире каждая энергия исходит от Отца и сообщается через Сына в Духе Святом. Восточная традиция не знает промежуточной фазы «сверхъестественного порядка», так что благодать представляется следствием Божественной причины, подобным акту творения. Для восточного богословия она – природное излияние энергий, извечно излучающихся от Божественной сущности. Присутствие Бога в Его энергиях должно понимать в смысле реальном, – пишет В.Н. Лосский. – Это – не действенное присутствие причины в ее следствиях: энергии – не «следствия» (эффекты) Причины, как мир тварный. Они не сотворены, не созданы «из ничего», но превечно изливаются из единой сущности Пресвятой Троицы. Они – преизбыток Божественной природы, которая не может себя ограничить, которая больше своей сущности. Можно сказать, что энергия раскрывает нам некий образ бытия Пресвятой Троицы вовне Ее неприступной сущности». Итак, мы узнаем: Бог существует одновременно и в Своей сущности, и вне Своей сущности… Поэтому надо различать в Боге единую природу, три Ипостаси и нетварную энергию, которая из природы исходит, но в своем проявляющем излиянии от нее не отделяется». ( Цитируем по « Транс-персональный проект: психология, антропология, духовные традиции» Том II. Российский трансперсональный проект. Авторы : Владимир Васильевич Козлов; Владимир Майков; http://www.razlib.ru/psihologija/transpersonalnyi_proekt_psihologija_antropologija_duhovnye_tradicii_tom_ii_rossiiskii_transpersonalnyi_proekt/index.php)

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль
Пользователи
он-лайн