Вознесение Господне

Праздник Вознесения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа установлен в честь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо. Само событие Вознесения произошло, как свидетельствует Евангелие, на сороковой день после Пасхи. Поэтому праздник Вознесения - это Великий Господский двунадесятый праздник подвижного цикла.

В нынешнем 2019 году праздник приходится на 6 июня.

В течение сорока дней по Воскресении Христос неоднократно являлся к своим ученикам, наставляя их, проповедуя о Царствии Небесном и подготавливая их к сошествию Святого Духа.

На сороковой день после Великого Воскресения Спаситель созвал апостолов на гору Елеон. Благословив их, Он во плоти вознесся на небо. Согласно Новому Завету, в то время, как апостолы устремили взгляды в небо, пытаясь осознать великое чудо, им явились два облаченных в белоснежные одеяния мужа и изрекли, что Спаситель, вознесшийся на небеса, явится таким же образом, когда придет срок.

Праздник наполнен глубоким сакральным смыслом. Искупив грехи человечества Своей драгоценной кровью, Спаситель дал Своим ученикам путь к восприятию Святого Духа. В этом празднике Церковью особо подчеркивается одна очень важная деталь христианского вероучения – Своим восшествием в небесную славу Господь не просто вернулся к Отцу, но еще и возвратил человеческой природе ее былое величие. То величие, которым она обладала до грехопадения и которым призвана обладать в рамках Божьего плана о мире.

Много об этом пишет евангелист Иоанн. Трижды Иоанн говорит о восхождении Сына (Ин 3:13; 6:62; 20:17), но обычно употребляет термин «путешествие » (греч. poreuomai), «уход» (греч. hypago), или «возвышение» (греч. hypsoo). Только евангелист Лука не побоялся использовать прямые образы полета, восхождения в связи с Вознесением Господа Иисуса Хрисат. Он рассказывает об этом в своем Евангелии и в книге Деяний святых апостолов.

«…И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк 24:49–52).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения человека превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк. 24: 26; Деян. 5: 31; Еф. 4: 8–10; Флп. 2: 6–11; Откр. 3: 21; 12: 5; о прославлении после Воскресения – в 1 Пет. 1: 21; о седении одесную Бога – в Рим. 8: 34; Еф. 1: 20; 2: 5–6; Кол. 3: 1.

Несомненным является то, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно. Вот почему Вознесение с древнейших времен было прочно укоренено в системе богословского знания. Уже в вероисповедных формулах I–II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа.

В большинстве древних символов веры рассматриваемое событие упоминается вслед за Воскресением. Например, в Никео-Цареградском символе: «И Возшедшаго на Небеса и Седяща одесную Отца». Важность события Вознесения неизменно подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви. Неслучайно евхаристический аспект Вознесения Господня присутствует уже в беседе о «хлебе небесном» (см.: Ин. 6: 22–71). Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к евреям (1: 3; 9: 12). Искупление завершилось после того, как распятый и воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей кровию в небесное святилище (см.: Евр. 9: 12, 24–26).

Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».

В иконографии праздника Вознесения есть несколько общих черт. Прежде всего, обращает внимание образ Богородицы в центре икон. В принципе, Новый Завет умалчивает о Ее присутствии в момент Вознесения, но Предание единогласно свидетельствует, что и Она была на Елеоне, когда Иисус переходил от земли в небесную славу. На иконах праздника Ее изображают не с целью воссоздать картину события, а для того, чтобы выразить идею Церкви. Богородица всегда мыслилась самой главной среди людей, второй по своему значению личностью на планете после Христа. Она олицетворяет всех ранее живших и ныне живущих членов Церкви. Она – заступница всего христианского рода. Именно поэтому Преблагословенная Дева присутствует практически на всех изображениях Вознесения.

Изображение апостолов Петра и Павла тоже не случайно: присутствие их образов указывает на две стороны церковного бытия – закон и благодать. С одной стороны, наше падшее человеческое естество нуждается в обуздании, в постоянном контроле и исправлении, для чего и даны нам Богом заповеди и установления. Однако, с другой стороны, человек призван к свободе и любви, а исцеленная во Христе человеческая природа не знает никаких условностей, поскольку устремлена к Богу искренне, всецело и неизменно. Петр был выразителем «законнической» стороны церковного бытия, Павел же проповедовал свободу во Христе. Но вместе они представляют единую неделимую Церковь.

И, наконец, Спаситель. Он предстает на иконах не просто историческим Иешуа. Он – Бог, Сын Божий, Судья вселенной, ее Творец и Устроитель.

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль
Пользователи
он-лайн