О прославлении святителя Иоанна Тобольского в лике святых

Е.А. Евдокимова, помощник игумении Иларионы
по миссионерской работе

 

Прославление святителя Иоанна Тобольского в лике святых состоялось в 21 января 1916 года: по докладу Святейшего Синода святитель Иоанн был причислен к лику угодников Божиих, а его нетленные останки признаны святыми мощами. Соборным Тобольским духовенством было записано много случаев чудотворения по молитвам святителя Иоанна. Современники утверждали, что после прославления Владыки стали происходить военные победы в ходе Первой мировой войны. Так на Кавказском фронте (в районе Эрзурума) зимой 1915-1916 гг. произошло успешное наступление под командованием генерала Юденича, когда Русская Кавказская армия разгромила 3-ю турецкую армию и захватила стратегически важный город Эрзурум, открыв себе дорогу вглубь Турции. В июне 1916 года по представлению комиссии Священного Синода Его Императорскому Величеству Николаю II Царь одобрил признание святителя Иоанна Тобольского общероссийским почитаемым святым.

Еще известно из воспоминаний современников, что святой скончался также как святой преподобный Серафим Саровский – коленопреклоненным в молитве перед иконой Пресвятой Богородицы.

В газетах за август 1916 года упоминается, что «Всенощную службу 6 августа в Путиловском храме отслужил Преосвященнейший Вениамин, епископ Гдовский в сослужении 3х священников и 3х дьяконов. А кроме того, в богослужении участвовал священник санитарного поезда Ее Императорского Высочества - Великой княгини Марии Павловны, отец Александр Николаев.

Этот день для богослужения был выбран с благословения Высокопреосвященнейшего Питирима, митрополита Петроградского, потому что «рабочие завода были свободны в этот день от работ»...

Икона свт. Иоанна Тобольского, келейная икона
протоиерея Философа Николаевича Орнатского.

Многотысячная толпа молящихся переполнила храм и его ограду. Благодаря хорошей погоде … лития совершалась на открытом воздухе, причем эктинии литии произносились во время обхождения вокруг храма на 4х сторонах и весь народ пел «Господи, помилуй!» После благословения хлебов на паперти владыка Вениамин, приняв от настоятеля икону святителя Иоанна, в которую вложена была частица мантии святителя, благословлял ею на все стороны коленопреклоненный народ, а затем внес икону в храм и возложил на особо устроенный аналой. Во время 2-ой кафизмы владыка произнес архипастырское слово.

Елеопомазание совершал владыка до 10 часов вечера, после чего благословлял народ и в исходе 11 часа вечера отбыл из Путиловского храма.»

14 августа в храме Путиловского завода всенощную служил Владыка Вениамин, епископ Гдовский. «Был совершен умилительный чин «Погребения Божией Матери» (дата соответствует старому стилю, 14 августа по ст.ст. и 27 авг. по новому, -канун праздника Успения Богородицы). Был совершен крестный ход вокруг храма, после чего Владыка помазывал молящихся. Из храма Владыка отбыл в 12 ом часу вечера, под самый проливной дождь с бурею».

Эти строки мы находим в пожелтевших от времени страницах Путиловского приходского листка за 1916 год. Невольный трепет овладевает, когда разрезаешь специальным ножом странички, сброшюрованные для хранения этой заводской газеты в библиотечных архивах. Из этих приходских новостей узнаем о том, что владыка любил приезжать в храм прихода Путиловского завода. В декабрьских номерах за 1916 год есть сообщения о том, что Владыка служил накануне праздника Николы Зимнего, беседовал с рабочими о почитании святого и благословлял молившихся в храме.

А в апреле 1917 года в Путиловском листке уже напечатана речь Владыки, произнесенная на пассии 26 марта. В этой речи Владыка призывает забыть социальные распри и взяться за работу так, чтобы на фронте солдаты ощутили крепость тылов и храбро защищали рубежи отечества.

Весьма познавательно читать старую прессу, она прекрасно передает атмосферу своего времени и в то же время дает полное представление о том, каковы были архипастырские службы, как много народу приходило в храм, потому что, если помазание происходит в течение нескольких часов, то представляется огромная «толпа народа» (как пишут и сами авторы этих заметок), ждущая помазание у Владыки.

Впрочем, остается и недоумение по поводу того, как такая набожная в общем-то рабочая среда тем не менее нарушила все заповеди Божии, в октябре 1917 года взяв винтовки и штыки и направив их против своих пастырей?!

(Фото из источника www.citywalls.ru)

По благословению игумении Иларионы (Феоктистовой), настоятельницы Константино-Еленинского монастыря, будут продолжаться поиски материалов и публикаций Владыки Вениамина. Эта работа приурочена к столетию мученической кончины Владыки Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского. В Епархиальном музее в зале Новомучеников и исповедников Российских хранится небольшая икона свт. Иоанна Тобольского, которая была подарена протоиерею Философу Николаевичу Орнатскому и стала его келейной иконой. Теперь происхождение этой иконы можно связать с памятными днями прославления в лике всероссийских святых святителя Иоанна Тобольского.

Первая публикация - Архипастырское Слово Владыки Вениамина о Святителе Иоанне Тобольском, произнесенное им перед прихожанами храма Путиловского завода 6 августа 1916 года. (Печатается в русской транскрипции по : «Путиловский приходской листок» №5-6 1916 г.)

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль