Конференция памяти митрополита Никодима (Ротова) 14 – 15 октября 2019 г.
 14 октября, в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Синем зале Митрополичьего корпуса   Александро-Невской Лавры прошла конференция, посвященная митрополиту Никодиму (Ротову). В президиуме конференции были митрополит Санкт-Петербургский и  Ладожский Варсонофий, ректор Духовной  Академии Санкт-Петербурга  епископ Петергофский  Силуан, проректор  по научно-богословской работе СПбДА , протоиерей Константин Костромин,  митрополит  Феодосийский и Керченский Платон,  епископ Кронштадтский  Назарий, наместник Александро-Невской Лавры.  В работе конференции приняло участие  множество священников, почтив  своим присутствием  память Митрополита Никодима, возглавлявшего Ленинградскую и  Новгородскую митрополию  в труднейшее для Церкви время - 60-ые годы, время Хрущевской "оттепели" .  Открыл конференцию Владыка Варсонофий.  Он сказал, что  конференция  - юбилейная,   так как она проводится в год 90-летия Владыки Никодима. Он рассказал о том, что
14 октября, в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Синем зале Митрополичьего корпуса   Александро-Невской Лавры прошла конференция, посвященная митрополиту Никодиму (Ротову). В президиуме конференции были митрополит Санкт-Петербургский и  Ладожский Варсонофий, ректор Духовной  Академии Санкт-Петербурга  епископ Петергофский  Силуан, проректор  по научно-богословской работе СПбДА , протоиерей Константин Костромин,  митрополит  Феодосийский и Керченский Платон,  епископ Кронштадтский  Назарий, наместник Александро-Невской Лавры.  В работе конференции приняло участие  множество священников, почтив  своим присутствием  память Митрополита Никодима, возглавлявшего Ленинградскую и  Новгородскую митрополию  в труднейшее для Церкви время - 60-ые годы, время Хрущевской "оттепели" .  Открыл конференцию Владыка Варсонофий.  Он сказал, что  конференция  - юбилейная,   так как она проводится в год 90-летия Владыки Никодима. Он рассказал о том, что   Владыка очень рано осознал свое призвание к священству, хотя и был сыном представителей интеллигенции, в то время  атеистически настроенной по отношению к религии.  Люди – современники  Владыки - думали, что Церковь доживает свой век.  Храмы разрушались,  открытое исповедание  веры  осуждалось.  Закрывались духовные школы по всей стране,  не исключением был и город на Неве.  Заслугой митрополита Никодима  было то, что он  сумел сохранить Ленинградскую духовную школу,  лично отбирал абитуриентов,   поступавших  учиться в Духовную  академию,  занимался духовным воспитанием  семинаристов.   Владыка  Варсонофий подчеркнул, что митрополит Никодим видел историю как процесс,  и в сложной  политической  обстановке  умел принимать непростые решения,  говоря : « Судить меня будет история».  Архиерей города множества  святых мучеников и подвижников веры,  он сохранил  традицию преемственности духовной жизни,  был пастырем, готовым душу положить за  свое духовное стадо.  Владыка Варсонофий очень образно отметил, что митрополит Никодим «жил в эпоху Церкви плененной, но радел  о Церкви свободной».
Владыка очень рано осознал свое призвание к священству, хотя и был сыном представителей интеллигенции, в то время  атеистически настроенной по отношению к религии.  Люди – современники  Владыки - думали, что Церковь доживает свой век.  Храмы разрушались,  открытое исповедание  веры  осуждалось.  Закрывались духовные школы по всей стране,  не исключением был и город на Неве.  Заслугой митрополита Никодима  было то, что он  сумел сохранить Ленинградскую духовную школу,  лично отбирал абитуриентов,   поступавших  учиться в Духовную  академию,  занимался духовным воспитанием  семинаристов.   Владыка  Варсонофий подчеркнул, что митрополит Никодим видел историю как процесс,  и в сложной  политической  обстановке  умел принимать непростые решения,  говоря : « Судить меня будет история».  Архиерей города множества  святых мучеников и подвижников веры,  он сохранил  традицию преемственности духовной жизни,  был пастырем, готовым душу положить за  свое духовное стадо.  Владыка Варсонофий очень образно отметил, что митрополит Никодим «жил в эпоху Церкви плененной, но радел  о Церкви свободной».
 В докладе  протоиерея Владимира Сорокина, настоятеля   Князь-Владимирского собора ,   как раз  была раскрыта тема     "закручивания гаек" в отношении Церкви  в период  руководства страной  Хрущевым.   О. Владимир лично знал Владыку .  Он представил  групповую  фотографию советской эпохи, на которой были изображены  как представители  дореволюционного священства, так и  священнослужители, родившиеся в годы  советской  власти.   Это с одной стороны -  протоиерей Михаил  Сперанский, преподававший Новый  Завет,  ректор  Санкт-Петербургской Духовной Академии  с 1952 по 1966 годы.  Это и  архиепископ Мелитон Тихвинский, бывший ярким миссионером ,   прошедший через   сталинские лагеря.   Рядом с  этими духовными пастырями возрастали в вере и служении  представители нового поколения – Владыка Никодим, родившийся в 1929 году,  а также  ныне действующий иерарх РПЦ - Патриарх Кирилл, окончивший Духовную академию в Ленинграде   в 1970 году, принявший  монашеский постриг годом раньше.  И сам  автор доклада –  протоиерей  Владимир Сорокин.  Среди  выше перечисленных  священников,  изображенных на фотографии,   в составе  президиума собрания, проходившем  в Актовом зале ЛДАиС, отмечен также  уполномоченный облсовета по делам религии Григорий Жаринов, известный непримиримой борьбой с Церковью.  Таким образом фотография невольно свидетельствует   об обязательном  контроле, установленным  над Церковью в период хрущевского  руководства страной.
В докладе  протоиерея Владимира Сорокина, настоятеля   Князь-Владимирского собора ,   как раз  была раскрыта тема     "закручивания гаек" в отношении Церкви  в период  руководства страной  Хрущевым.   О. Владимир лично знал Владыку .  Он представил  групповую  фотографию советской эпохи, на которой были изображены  как представители  дореволюционного священства, так и  священнослужители, родившиеся в годы  советской  власти.   Это с одной стороны -  протоиерей Михаил  Сперанский, преподававший Новый  Завет,  ректор  Санкт-Петербургской Духовной Академии  с 1952 по 1966 годы.  Это и  архиепископ Мелитон Тихвинский, бывший ярким миссионером ,   прошедший через   сталинские лагеря.   Рядом с  этими духовными пастырями возрастали в вере и служении  представители нового поколения – Владыка Никодим, родившийся в 1929 году,  а также  ныне действующий иерарх РПЦ - Патриарх Кирилл, окончивший Духовную академию в Ленинграде   в 1970 году, принявший  монашеский постриг годом раньше.  И сам  автор доклада –  протоиерей  Владимир Сорокин.  Среди  выше перечисленных  священников,  изображенных на фотографии,   в составе  президиума собрания, проходившем  в Актовом зале ЛДАиС, отмечен также  уполномоченный облсовета по делам религии Григорий Жаринов, известный непримиримой борьбой с Церковью.  Таким образом фотография невольно свидетельствует   об обязательном  контроле, установленным  над Церковью в период хрущевского  руководства страной.
 ...А в  стране шла кампания по закрытию духовных школ и семинарий.    Отец Владимир вспоминает, как  Владыка Никодим наставлял его проявлять  бдительность  против всяческих  актов дискредитации Церкви в хрущевские времена : « Держи уши топориком»,  -   так говорил он ему в личных беседах. Ибо  через  газеты в обществе   проводилась  кампания по   опорочиванию  Церкви.  Нельзя было пропустить ни одного случая  антицерковного  высказывания и оставлять его без внимания.   Владыка Никодим понимал, что  нужно использовать  международные  межрелигиозные отношения с целью не допустить  закрытия   духовных школ в стране,  которая  на  международной арене  декларировала свободу веры для своих граждан, а  во внутренней жизни  проводила непримиримую  борьбу с Церковью.
...А в  стране шла кампания по закрытию духовных школ и семинарий.    Отец Владимир вспоминает, как  Владыка Никодим наставлял его проявлять  бдительность  против всяческих  актов дискредитации Церкви в хрущевские времена : « Держи уши топориком»,  -   так говорил он ему в личных беседах. Ибо  через  газеты в обществе   проводилась  кампания по   опорочиванию  Церкви.  Нельзя было пропустить ни одного случая  антицерковного  высказывания и оставлять его без внимания.   Владыка Никодим понимал, что  нужно использовать  международные  межрелигиозные отношения с целью не допустить  закрытия   духовных школ в стране,  которая  на  международной арене  декларировала свободу веры для своих граждан, а  во внутренней жизни  проводила непримиримую  борьбу с Церковью.
 Владыка Никодим  привлекал  на обучение  в Ленинградскую  Духовную семинарию и академию  иностранных   абитуриентов.  Эту тему в своем докладе  раскрыл  профессор  СПб Духовной Академии  В.М. Шкаровский. Владыка в бытность свою в качестве заместителя председателя отдела по Внешним Церковным сношениям много сделал для укрепления связей поместных церквей, а также связей РПЦ с зарубежными православными Церквями.  На учебу приглашали  абитуриентов из стран Африки,  из стран Социалистического лагеря.  Это помогло предотвратить развал Церкви в стране, который планировался Хрущевым. Владыка имел дипломатический дар, был стратегом, умевшим просчитать свои действия на несколько шагов вперёд. Он остался в памяти как духовный маяк для многих поколений семинаристов, с которыми часто беседовал, стараясь поддержать их советом, интересом к личности учащихся, понимая, что по окончании обучения им предстоит работать на ниве духовной жизни. Его жизнь была освещена служением Христу, где бы ни приходилось Владыке приниматься за дело. Особенно подчёркивалось в докладе,  что Владыка занимался научными богословскими исследованиями, написал акафист святой праведной Тавифе и  мученику Иоанну Русскому.
Владыка Никодим  привлекал  на обучение  в Ленинградскую  Духовную семинарию и академию  иностранных   абитуриентов.  Эту тему в своем докладе  раскрыл  профессор  СПб Духовной Академии  В.М. Шкаровский. Владыка в бытность свою в качестве заместителя председателя отдела по Внешним Церковным сношениям много сделал для укрепления связей поместных церквей, а также связей РПЦ с зарубежными православными Церквями.  На учебу приглашали  абитуриентов из стран Африки,  из стран Социалистического лагеря.  Это помогло предотвратить развал Церкви в стране, который планировался Хрущевым. Владыка имел дипломатический дар, был стратегом, умевшим просчитать свои действия на несколько шагов вперёд. Он остался в памяти как духовный маяк для многих поколений семинаристов, с которыми часто беседовал, стараясь поддержать их советом, интересом к личности учащихся, понимая, что по окончании обучения им предстоит работать на ниве духовной жизни. Его жизнь была освещена служением Христу, где бы ни приходилось Владыке приниматься за дело. Особенно подчёркивалось в докладе,  что Владыка занимался научными богословскими исследованиями, написал акафист святой праведной Тавифе и  мученику Иоанну Русскому.
 Очень интересным и темпераментным был доклад профессора  СПбДА Сергея Львовича Фирсова « Штрихи к портрету». Он сказал в начале своего доклада о том, что прошло уже более 40 лет после кончины митрополита Никодима, но споры о его личности продолжаются. На оценку его вклада в историю Церкви повлияло само время – время правления Н.С. Хрущева, который проводил политику изживания « религиозных предрассудков» в широких слоях общества.  Отец и мать Владыки были интеллигентами, причем атеистически настроенными, но вот бабушка  была замужем  за священником, так что можно сказать, что Владыка Никодим был потомственным священнослужителем.    Он начал церковную жизнь в Рязани, прислуживал в алтаре  еще подростком.  Учился в Рязанском Педагогическом институте. В августе 1947 года в возрасте 18 лет , когда он  еще был на третьем курсе,   Владыка  был пострижен в монахи и сразу после пострига покинул светское учебное заведение. Стал работать в Ярославской епархии, был помощником  местных церковных служителей. 20 ноября 1949 года  был рукоположен во иеромонаха архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием и назначен настоятелем храма в честь Рождества Христова в селе Давыдове Толбухинского района, Ярославской области.
Очень интересным и темпераментным был доклад профессора  СПбДА Сергея Львовича Фирсова « Штрихи к портрету». Он сказал в начале своего доклада о том, что прошло уже более 40 лет после кончины митрополита Никодима, но споры о его личности продолжаются. На оценку его вклада в историю Церкви повлияло само время – время правления Н.С. Хрущева, который проводил политику изживания « религиозных предрассудков» в широких слоях общества.  Отец и мать Владыки были интеллигентами, причем атеистически настроенными, но вот бабушка  была замужем  за священником, так что можно сказать, что Владыка Никодим был потомственным священнослужителем.    Он начал церковную жизнь в Рязани, прислуживал в алтаре  еще подростком.  Учился в Рязанском Педагогическом институте. В августе 1947 года в возрасте 18 лет , когда он  еще был на третьем курсе,   Владыка  был пострижен в монахи и сразу после пострига покинул светское учебное заведение. Стал работать в Ярославской епархии, был помощником  местных церковных служителей. 20 ноября 1949 года  был рукоположен во иеромонаха архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием и назначен настоятелем храма в честь Рождества Христова в селе Давыдове Толбухинского района, Ярославской области.    В 1950 году поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, которую окончил в 1953 году, а в 1955 году — также заочно — полный четырехлетний курс Ленинградской духовной академии по первому разряду, т.е. прошел восьмилетний курс обучения за 5 лет. 25 февраля 1956 года назначен членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме, а затем заместителем начальника Миссии. 31 марта 1957 года  был возведён в сан игумена митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем , а 25 сентября того же года назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с возведением в сан архимандрита. По возвращении в Москву, в марте 1959 года, назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии, а с 4 июня того же года одновременно и заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. В 33 года  он становится митрополитом . Вот как владыка стал митрополитом:  отмечается, что 3 августа 1963 года он был назначен председателем Комиссии при Священном Синоде по вопросам христианского единства с возведением в сан митрополита.  Уже 4 августа того же года назначен митрополитом Минским и Белорусским, а  9 октября 1963 года назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским.   Прошло всего четыре года , и вот уже 7 октября 1967 года ему поручено управление Новгородской епархией, и впредь должно  именоваться  митрополит "Ленинградский и Новгородский".  Владыка регулярно читал  газеты « Правда» и «Известия», хотя и  знал шутку тех дней о том, что в правде нет известий, а в известиях – правды. Современники  рассказывали, что Владыка сравнивал информацию в обоих источниках и  извлекал наиболее достоверные сведения. Владыка стремился не к обновлению, но к оживлению  жизни в Церкви.
 В 1950 году поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, которую окончил в 1953 году, а в 1955 году — также заочно — полный четырехлетний курс Ленинградской духовной академии по первому разряду, т.е. прошел восьмилетний курс обучения за 5 лет. 25 февраля 1956 года назначен членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме, а затем заместителем начальника Миссии. 31 марта 1957 года  был возведён в сан игумена митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем , а 25 сентября того же года назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с возведением в сан архимандрита. По возвращении в Москву, в марте 1959 года, назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии, а с 4 июня того же года одновременно и заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. В 33 года  он становится митрополитом . Вот как владыка стал митрополитом:  отмечается, что 3 августа 1963 года он был назначен председателем Комиссии при Священном Синоде по вопросам христианского единства с возведением в сан митрополита.  Уже 4 августа того же года назначен митрополитом Минским и Белорусским, а  9 октября 1963 года назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским.   Прошло всего четыре года , и вот уже 7 октября 1967 года ему поручено управление Новгородской епархией, и впредь должно  именоваться  митрополит "Ленинградский и Новгородский".  Владыка регулярно читал  газеты « Правда» и «Известия», хотя и  знал шутку тех дней о том, что в правде нет известий, а в известиях – правды. Современники  рассказывали, что Владыка сравнивал информацию в обоих источниках и  извлекал наиболее достоверные сведения. Владыка стремился не к обновлению, но к оживлению  жизни в Церкви.
 Прозвучало еще несколько докладов.  В зале конференции был  выставлен стенд с информацией о жизни и служении митрополита Никодима.  Жизнь  митрополита Никодима  оборвалась неожиданно – на приеме по случаю интронизации  Папы Римского Иоанна  Павла I - после представления  ему архимандрита Льва ( Церпицкого ), у Владыки Никодима   произошел сердечный приступ. Митрополит  Никодим сильно побледнел и упал со стула на ковер. Немедленно явившийся врач сделал необходимые инъекции, массаж сердца, но это уже не помогло. Папа Римский  прочитал отходные молитвы над телом скончавшегося  митрополита  и молитву об отпущении грехов. Прибыл государственный секретарь  Ватикана кардинал Вилло и также совершил молитву у тела усопшего. После торжественного отпевания, которое провел   архимандрит  Лев , 8 сентября гроб с телом митрополита  Никодима был доставлен в Ленинград и установлен в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где непрерывно совершались заупокойные богослужения.   А 10 сентября в Свято-Троицком соборе состоялось отпевание митрополита  Никодима, которое возглавил Патриарх  Пимен (Извеков). По окончании отпевания гроб с телом покойного с пением ирмосов "Помощник и Покровитель" был обнесен вокруг собора и погребен на Братском кладбище Александро-Невской Лавры. На могиле его установлен дубовый восьмиконечный крест.
Прозвучало еще несколько докладов.  В зале конференции был  выставлен стенд с информацией о жизни и служении митрополита Никодима.  Жизнь  митрополита Никодима  оборвалась неожиданно – на приеме по случаю интронизации  Папы Римского Иоанна  Павла I - после представления  ему архимандрита Льва ( Церпицкого ), у Владыки Никодима   произошел сердечный приступ. Митрополит  Никодим сильно побледнел и упал со стула на ковер. Немедленно явившийся врач сделал необходимые инъекции, массаж сердца, но это уже не помогло. Папа Римский  прочитал отходные молитвы над телом скончавшегося  митрополита  и молитву об отпущении грехов. Прибыл государственный секретарь  Ватикана кардинал Вилло и также совершил молитву у тела усопшего. После торжественного отпевания, которое провел   архимандрит  Лев , 8 сентября гроб с телом митрополита  Никодима был доставлен в Ленинград и установлен в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где непрерывно совершались заупокойные богослужения.   А 10 сентября в Свято-Троицком соборе состоялось отпевание митрополита  Никодима, которое возглавил Патриарх  Пимен (Извеков). По окончании отпевания гроб с телом покойного с пением ирмосов "Помощник и Покровитель" был обнесен вокруг собора и погребен на Братском кладбище Александро-Невской Лавры. На могиле его установлен дубовый восьмиконечный крест.
 В рамках  дней памяти митрополита Никодима  прошел также  визит Патриарха Кирилла, лично знавшего Владыку и бывшего его духовным чадом. 15 октября  Патриарх отслужил заупокойную литию на могиле митрополита Никодима , а  вечером состоялась беседа  Патриарха со священством, где Его  Высоко Преосвященство поделился воспоминаниями о своем духовном наставнике.
В рамках  дней памяти митрополита Никодима  прошел также  визит Патриарха Кирилла, лично знавшего Владыку и бывшего его духовным чадом. 15 октября  Патриарх отслужил заупокойную литию на могиле митрополита Никодима , а  вечером состоялась беседа  Патриарха со священством, где Его  Высоко Преосвященство поделился воспоминаниями о своем духовном наставнике.
Матушка Илариона, настоятельница Константино-Еленинского монастыря и насельница монастыря, монахиня Алексия, а также помощник игумении по миссионерской работе Е.А. Евдокимова, приняли участие в работе конференции.
 
				
Оставьте Ваш комментарий