12 декабря 2017

9 декабря открылись XI Линтуловские чтения

9 декабря открылись XI Линтуловские чтения, которые уже одиннадцатый раз организует Константино-Еленинский монастырь. Конференция началась традиционным молебном. Участники и гости помолились о начале благого дела, а затем выступил любительский хор подворья монастыря, храма прпмч.Андрея Критского. Игумения Илариона вручила благодарственные грамоты наиболее преданным участникам конференции.

На Пленарном заседании были заслушаны доклады, заявленные в программе.

Игумения Илариона (Феоктистова) открыла Пленарное заседание своим докладом на тему "Аскетика как наука." Матушка привела терминологический ряд, описывающий понятие Аскетизм. Само происхождение термина «аскетизм» связано с греческим словом ασκεσις — «упражнение», значение которого постепенно было перенесено с физических упражнений на обозначение упражнений в духовной жизни. В трудах Феофана Затворника «аскетизм» трактуется как «верность по Богу», и подразумевает не только пост, труд, бдение, уединение и хранение чувств, т.е. не просто «аскеза» как метод, с помощью которого осуществляется аскетизм, но стяжание благодати посредством этого метода. Матушка показала, что понятие «аскезы» синонимично понятию «подвиг», а «аскетический идеал» равнозначно «ведению подвижнеческого образа жизни» и пребыванию в постоянном богообщении. Противоположным понятию «аскетизм» является понятие «гедонизм».

Законы духовного подвижничества и являются предметом изучения аскетики. В свете этих определений « святой человек» - это не просто добрый человек, но человек, имеющий личный опыт аскезы, т.е. опыт следования по пути, приводящему к познанию путей божественных в со-общении Бога и человека. Епископ Феофан собрал опыт иноческого жития свв. Авв Пахомия Великого, Василия Великого и пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, и составил не просто дополнение к «Добротолюбию», а отдельный труд «Древние иноческие уставы», ставшее одним из первых произведений об аскетизме. В конце своего доклада Матушка делает вывод, определяющий ценность изучения аскетики, а именно: изучение Аскетики связано с изучением догматов и богословских истин, выходящих за рамки науки, поскольку эти знания воспринимаются не только умом, но и духовным созерцанием. Монастыри, где монастырские уставы регламентируют жизнь монахов, оставляют место человеку для духовного аскетического подвига.

Очень интересным был доклад Веры Николаевны Залесской, доктора искусствоведения, занимающейся древним византийским искусством. В докладе было рассказано о некоторых памятниках византийского искусства, хранящихся в Государственном Эрмитаже. Предметом ее исследования были образцы древней церковной утвари, относящиеся к 12-13 вв. В частности, внимание исследователя привлекли вкладные надписи и изображение креста с образом Эммануила, а также чаша для причастия – потир . Вкладные надписи служили для того, чтобы оставлять секретные послания потомкам. Эти послания были характерны для некоторых сект (например, у дуалистов богомилов на Балканах: проповедник X века Богомил стал главным распространителем в Болгарии дуалистического учения о том, что добро и зло существуют от вечности). Для изучения происхождения надписей на потире был проделан сравнительный анализ, в результате которого В.Н. Залесской удалось доказать, что надписи на эрмитажной чаше представляют собой зашифрованное послание «Боже призываемый в молитве» и, значит, свидетельствуют о проникновении учения Богомила на территорию Руси, т.к. представленные обьекты были найдены в Пермском крае. В.Н.Залесская предположила,что сосуды могли быть использованы сектантами, в частности, стригольниками, так как их учение было близко богомильскому. Еще одна чаша для Евхаристии из этой же коллекции имеет изображение четырех евангелистов, у которых лики совершенно одинаковые. Известно, что дуалисты – богомилы особенно почитали евангелиста Иоанна Богослова. Анализ изображений на указанной чаше тоже наводит на мысль о том, что чаша использовалась в богослужениях, которые проводились в среде богомилов. В.Н. Залесская рассказала, что известный русский исследователь Византии Федор Иванович Успенский считал, что последователи Богомила были и в России, проникновение его идей скорее всего проходило через Галицию в среду людей, недостаточно ортодоксальных. Расшифровки надписей на литургических предметах из Эрмитажа подтвердили концепцию Успенского.

На Пленарном заседании выступил также Михаил Витальевич Шкаровский, доктор исторических наук, рассказавший о подворье Александро-Свирского монастыря в Петербурге и его драматической истории в связи с деятельностью обновленцев в первые послереволюционные годы. Основываясь на документах, М.В. Шкаровский рассказал о том, как происходило изъятие церковных ценностей из прихода и из монастыря, как по указам богоборческой власти были вывезены мощи святого преподобного Александра Свирского, обретенные вновь лишь в 1991 году. В докладе М.В. Шкаровского показаны механизмы разрушения церковных приходов, даже таких сильных, каким был приход монастыря Александра Свирского, который очень долго противостоял обновленцам, но был разгромлен уже в 1923 году.

Елена Константиновна Пиотровская, доктор исторических наук, посвятила свой доклад митрополиту Евгению ( Болховитинову), 180-летие со дня преставления которого отмечалось в 2017 году. Митрополит Евге́ний (в миру Евфи́мий Алексе́евич Болхови́тинов) – епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий, церковный историк, археограф и библиограф. Его вклад в развитие многих наук, в том числе археологии, филологии, поистине велик. В докладе Е.К. Пиотровская раскрыла круг общения митрополита Евгения, в который входили многие известные деятели, в том числе и Гавриил Романович Державин, находившийся в своем имении Званка, недалеко от Варлаамо-Хутынского монастыря. Доклад раскрыл одну из сторон исследований Владыки Евгения, касавшихся наследия Кирика Новгородского и его «Учения о числах».

В докладе Ольги Алексеевны Беляновой, кандидата педагогических наук, речь шла о «неизвестной реформе образования Николая II». «Неизвестной» - потому что, реформа была длительной, готовилась самим императором, но докладывал о концепции реформы на заседании Государственной Думы министр образования Игнатьев, последний из девяти министров образования, сменившихся за время подготовки реформы. Николай II отлично понимал, что образование должно быть связано с воспитанием, что образовательные учреждения, хотя бы начального уровня, должны сетью покрывать территорию страны, что должно быть полное взаимодействие между учителем и родителями, а школа должна стать центром культуры. В докладе приводится статистика роста количества начальных школ, создание которых происходило под контролем земств. Так с 1900-го по 1916 год возводилось до 10 000 учебных заведений начального цикла в год! Всеобщее начальное образование, которое провозгласили большевики лозунгом своей политики в отношении просвещения народа, было подготовлено всем ходом царской реформы образования. К сожалению, в связи с революционными событиями в России, царская реформа была остановлена, но плоды ее все же появились уже в советское время, что и удалось показать в своем выступлении автору доклада.

В целом Пленарное заседание очертило круг проблем, которые стали предметом более детального рассмотрения на заседаниях секций.

Завершилась конференция XI Линтуловские чтения круглым столом и поездкой в Константино-Еленинский монастырь.

Оставьте Ваш комментарий

прикрепить файл
X

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль