XII Линтуловские чтения стали заметным событием в жизни Константино-Еленинского монастыря в декабре 2018
 По сложившейся традиции,  XII Линтуловские чтения начались с  молебна, а затем  открылось Пленарное заседание, на котором с  приветственным словом   к участникам конференции обратилась   игумения Илариона ( Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского монастыря и Вера Борисовна Казарина, один из главных организаторов конференции. Было зачитано  также письмо   и.о. директора Филиала Академии Художеств в Санкт-Петербурге, Бобыкина Андрея Леонидовича,    оказавшего содействие в организации Линтуловских чтений в этом году. По итогам конференции " XII  Линтуловские чтения"    картина выступлений, количество которых в этом году было наибольшим  за последние три года, выглядит очень внушительно.Выступило более 30 докладчиков в двух секциях, где были представлены презентации историко-философской тематики, педагогической направленности, русской словесности, краеведческой, художественно-искусствоведческой проблематики. Конечно, в пятнадцатиминутный регламент очень трудно вместить ту огромную смысловую составляющую, которая отмечала буквально все доклады. Но отклик в аудитории был значительный. Дискуссии возникали спонтанно.
По сложившейся традиции,  XII Линтуловские чтения начались с  молебна, а затем  открылось Пленарное заседание, на котором с  приветственным словом   к участникам конференции обратилась   игумения Илариона ( Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского монастыря и Вера Борисовна Казарина, один из главных организаторов конференции. Было зачитано  также письмо   и.о. директора Филиала Академии Художеств в Санкт-Петербурге, Бобыкина Андрея Леонидовича,    оказавшего содействие в организации Линтуловских чтений в этом году. По итогам конференции " XII  Линтуловские чтения"    картина выступлений, количество которых в этом году было наибольшим  за последние три года, выглядит очень внушительно.Выступило более 30 докладчиков в двух секциях, где были представлены презентации историко-философской тематики, педагогической направленности, русской словесности, краеведческой, художественно-искусствоведческой проблематики. Конечно, в пятнадцатиминутный регламент очень трудно вместить ту огромную смысловую составляющую, которая отмечала буквально все доклады. Но отклик в аудитории был значительный. Дискуссии возникали спонтанно.
Первым докладом на Пленарном заседании прозвучала презентация игумении Иларионы об архипастырском попечении Патриарха Алексия II Пюхтицкой обители. В своем докладе матушка Илариона показала духовную связь Патриарха Алексия II с этой обителью, которую он посещал, еще будучи ребенком вместе со своими родителями, оказавшими на его духовное развитие огромное влияние тем, что были преданными служителями Господу во все дни своей жизни и привили веру Христову своему сыну, будущему Патриарху Всея Руси.
 Матушка Илариона рассказала об истории Пюхтицкой обители,  о том, как восстанавливали монастырскую жизнь в Пюхтицах после  разрухи и  гонений на церковь,  о крепкой и глубокой духовной связи  между  Патриархом Алексием и игуменией Варварой, настоятельницей монастыря, под крылом которой монастырь стал сильным центром духовного притяжения для верующих.
Матушка Илариона рассказала об истории Пюхтицкой обители,  о том, как восстанавливали монастырскую жизнь в Пюхтицах после  разрухи и  гонений на церковь,  о крепкой и глубокой духовной связи  между  Патриархом Алексием и игуменией Варварой, настоятельницей монастыря, под крылом которой монастырь стал сильным центром духовного притяжения для верующих.
Далее выступила Белянова Ольга Алексеевна, которая рассказала о педагогическом опыте С.А.Рачинского, внесшего большой вклад в развитие русского гимназического образования, соединял в школьной практике церковную жизнь и жизнь школы, и имел благоговейное отношение к семье. Пройдя курс воспитания в школе Рачинского, дети становились ближе к земле, огромное воспитательное значение Рачинский придавал именно труду детей на земле, дети становились более чуткими друг к другу, многие выпускники школы Рачинского ( Татевская школа находилась в Смоленской губернии, ныне эта местность относится к Тверской области) стали впоследствии учителями. Рядом со школой находилась церковь, все учащиеся посещали богослужения, были чисты душой . В школе Рачинского наряду с арифметикой и грамматикой изучали Закон Божий, церковнославянский язык, разъясняли Псалтирь, давали азы иконописи. Девочек в школе обучали рукоделию, мальчиков – столярному делу. Занятие церковным искусством приобщало детей к пониманию высокой духовности церковного искусства. Видя благотворное влияние духовной жизни на детей, Сергей Александрович задумал даже основать церковно-педагогическую школу и с этим проектом обратился к Победоносцеву К.П. и получил высокую оценку от этого видного государственного деятеля.
Выступление Веры Николаевны Залесской, ведущего научного сотрудника Эрмитажа, было посвящено находкам в Херсонесе культовых предметов, относящихся к 14 веку. На рукояти одного из сосудов ( крынницы) четко видна надпись «Митрополит Московский Киприан». Таким образом рассказ г-жи Залесской был посвящен не только исследованию обстоятельств использования крынницы в церковном обиходе, но и тому, где и как этот артефакт оказался связанным с жизнью митрополита Киприана.
 Выступление  на Пленарном заседании Кутейниковой Нины Сергеевны, профессора каф. Русского искусства Российской Академии Художеств, было посвящено  проблематике храмостроения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В своей презентации, которая была проиллюстрирована большим количеством фотографий, Нина Сергеевна Кутейникова продемонстрировала образцы храмовой архитектуры в хорошо известных петербуржцам местах – на Средней Рогатке - комплекс храмов во имя св. Георгия Победоносца,  храм Рождества Христова, храм Сергия Радонежского,  в Шушарах – храм Рождества Богородицы,  храмовый комплекс Константино-Еленинского монастыря,  как образцы нового  архитектурного стиля, который сочетает черты русского  церковного зодчества,  переосмысленные в соответствии с развитием  современных технико-технологических возможностей  в архитектуре;  на Петроградской Стороне храм Ксении Блаженной, как образец Питерского модерна. Были также упомянуты  имена скульпторов и художников, которые принимали участие  в  декорировании  интерьеров церквей, создании мозаик,  иконостасов, написании икон – Светлана Евгеньевна  Большакова, иконописец,  Александр Васильев – художник-мозаичист, и другие. Также была затронута тема  острой необходимости строительства часовен в парковых ансамблях, в районах старой застройки.
Выступление  на Пленарном заседании Кутейниковой Нины Сергеевны, профессора каф. Русского искусства Российской Академии Художеств, было посвящено  проблематике храмостроения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В своей презентации, которая была проиллюстрирована большим количеством фотографий, Нина Сергеевна Кутейникова продемонстрировала образцы храмовой архитектуры в хорошо известных петербуржцам местах – на Средней Рогатке - комплекс храмов во имя св. Георгия Победоносца,  храм Рождества Христова, храм Сергия Радонежского,  в Шушарах – храм Рождества Богородицы,  храмовый комплекс Константино-Еленинского монастыря,  как образцы нового  архитектурного стиля, который сочетает черты русского  церковного зодчества,  переосмысленные в соответствии с развитием  современных технико-технологических возможностей  в архитектуре;  на Петроградской Стороне храм Ксении Блаженной, как образец Питерского модерна. Были также упомянуты  имена скульпторов и художников, которые принимали участие  в  декорировании  интерьеров церквей, создании мозаик,  иконостасов, написании икон – Светлана Евгеньевна  Большакова, иконописец,  Александр Васильев – художник-мозаичист, и другие. Также была затронута тема  острой необходимости строительства часовен в парковых ансамблях, в районах старой застройки.
На Пленарном заседании прозвучал также доклад Пиотровской Елены Константиновны, который был посвящен Светлане Олеговне Вяловой, являвшейся уникальным специалистом по глаголическим письменностям. Она изучала наследие Ивана Берчича — далматского ученого, занимавшегося преимущественно глаголической письменностью, ( 1824 – 1870г.г.) С 1855 г. Берчич занимал единственную кафедру глаголицы в г. Заре (Задар) и много трудился над историческим изучением хорватской глаголицы и восстановлением ее значения в народной жизни. Елена Константиновна Пиотровская коснулась также роли Николая Павловича Кондакова ( 1844-1925 гг) в изучении и расшифровке Синайского альбома,- так назывались древнейшие рукописи Синайского монастыря, содержавшие кодекс монастыря, написанный также в этой системе письменности. Как в заключении указала Е.К. Пиотровская, целью научной деятельности Вяловой было приобретение Синайского кодекса, проданного в Англию из-за материальных причин.
После перерыва заседания продолжились в секциях.
 
				
Оставьте Ваш комментарий