Образный ряд «Лествицы» прп. Иоанна Синаита, часть 2

Игумения Илариона (Феоктистова),
настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря

...обратимся непосредственно к теме общежительного монашества и рассмотрим образы, через которые Лествичник наглядно изъясняет нам сущность монастырской жизни. Перечисление образов расположим в порядке частотности их употребления в книге прп.Иоанна, но прежде упомянем о самой лестнице добродетелей.

1. «Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей» (30.37), начало ее — отречение от земного, конец — Бог любви. Тридцать ступеней соотносятся с тридцатью годами жизни Господа Иисуса Христа до его выхода на проповедь.

Образ лестницы, вынесенный в заглавие книги прп.Иоанна, указывает на монастырь как место духовного восхождения. Эта лестница таинственна: она возводит на небо через нисхождение в глубину смирения. Духовная жизнь имеет свои этапы, каждый из которых связан с «тремя отречениями»: последовательно подвижник оставляет сначала привязанности к земным предметам и близким людям, затем углубляется в борьбу с душевными страстями, и наконец, приносит все совершенные подвиги в дар Богу, сохраняя нищету духовную.

2. Монастырь: воинство царя, полк, дружина. Игумен: воевода, полководец. Братия: воины Христовы.

«Добрый воевода должен ясно знать состояние и устроение каждого из подчиненных. Может быть, некоторые из его дружины могут вместе с ним перед полком сражаться за всех сподвижников. Может быть, есть способные к единоборству, которых должно возводить на путь безмолвия» (Слово к пастырю: 7.4).

«Пока человек остается простолюдином, работником на корабле, или земледельцем, против него не столь сильно и враги царя вооружаются. Когда же видят, что он взял печать царскую и щит, мечь, оружие и лук, и оделся в воинскую одежду: тогда скрежещут на него зубами и всячески покушаются убить его» (4.113).

Этот образ делает понятными такие стороны монастырской жизни, как устав, обеты, облачение, единоначалие, а также напоминает, что монашеский путь есть духовная брань против «мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной» (Еф.233 зач.) и предстояние на божественной страже пред Царем Небесным. Близки по значению к образу воинства образы подвига, исповедничества, состязаний в борьбе и конной езде.

3. Монастырь: лечебница. Игумен: врач. Насельники: недужные.

«Врач духовный тот, кто стяжал и тело и душу свободные от всякого недуга и уже не требует никакого врачевства от других» (Слово к пастырю: 1.3).

«Вновь пришедшие в больницу да объявляют свои болезни, а вступившие в повиновение да показуют свое смирение» (4.74).

Образ лечебницы указывает на грех как духовную болезнь, которую можно исцелить с помощью искусного врача, применяющего различные медицинские средства. Лествичник подробно разъясняет, что для исцеления больных, страждущих различными греховными страстями, нужны и пластыри - врачество на страсти видимые, и приемы лекарств внутрь — очищение от невидимой скверны; нужны и порошки — уязвляющее бесчестие, и глазные примочки — очищение ока ума; необходимо питие врачебное — выговор огорчающий, кровопускание — скорое извлечение скрытого гноя, но и губку — кроткия, тихие и мягкие слова, - надо применять, и усыпительное зелие - принятие на себя (греховного) бремени послушника. Прижигания — эпитимьи и перевязки — утверждение в терпении (Слово к пастырю: 2).

4. Монастырь: темница. Игумен: судья. Насельники: осужденники.

«Прежде всего исповедуем доброму судии нашему согрешения наши наедине» (4.10).

«Слышал я, немощный, о чудном некотором и необычайном состоянии и смирении осужденников, заключенных в особенной обители, называемой Темницей» (5.3).

Образ темницы очень понятен страстным людям, для которых любое ограничение их греховных устремлений кажется жестоким покушением на личную свободу. Мы не должны забывать, что через грехопадение прародителей весь человеческий род отдалился от Бога и унаследовал осуждение на вечную смерть. Каждого ожидает Страшный Суд Божий, ответ о всех прегрешениях. Монашество — добровольное отдание себя на этот суд, осуждение самого себя на скорби нынешнего века с надеждой освободиться заслуженного наказания в вечной жизни.

5. Монастырь: корабль. Игумен: кормчий. Насельники: корабельная команда.

«Кормчий духовный тот, кто получил от Бога и чрез собственные подвиги такую духовную крепость, что не только от треволнений, но и от самой бездны может избавить корабль душевный» (Слово к пастырю. 1.2).

Образ корабля, переплывающего пучину житейского моря, в которой встречается с ветрами, свирепыми волнами, водоворотами, смерчами, скалами, мелями, морскими чудовищами, пиратами (26.15), и достигающего тихой пристани, очень ярко характеризует путь ко спасению. Корабль — замкнутое пространство, и монастырь отделен от мира оградой. Мореплаватель стремится к пристани, и эта вожделенная пристань для души — тоже образ монастыря.

Оглавление раздела:

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль