Образный ряд «Лествицы» прп. Иоанна Синаита, часть 1

Игумения Илариона (Феоктистова),
настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря

Монастырь, как место иноческой жизни, всегда был объектом интереса как христиан, так и далеких от Церкви людей. В восприятии монастырской жизни обществом господствуют стереотипы, сложившиеся в безбожное время, она остается малопонятной для современного человека.

Целью этой статьи является раскрытие и уяснение смысла монастырской жизни через систематизацию образного ряда классического произведения аскетической литературы — «Лествицы» прп.Иоанна, игумена монахов Синайской горы.

На протяжении веков «Лествица» была настолько популярна, что многие поколения христианских авторов обращались к ней как к непререкаемому по значению пособию в духовной жизни.

Преподобный Иоанн жил в конце VI- нач. VII века и был одним из самых древних представителей Синайской аскетической традиции. В юности он посетил в Египте знаменитые Скит и Тавеннисийский монастырь, испытал влияние газской школы преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка. Таким образом в «Лествице» был обобщен опыт подвижничества египетского и палестинского монашества в период его расцвета. Прп.Иоанн составил свой труд по просьбе прп.Иоанна, игумена Раифского монастыря, и адресовал его братии киновии.

Книга написана легким, афористичным языком, с использованием народных пословиц и поговорок, ритмически организованных фраз, многочисленных метафор, олицетворений, персонификаций и аллегорий. Безусловно, это было вызвано необходимостью сделать доступным для понимания духовный смысл излагаемого. Ведь речь идет об ответе человека на призыв Божий, и эта тайна диалога человеческой души с Творцом и Спасителем открывается только смиренным и верующим сердцам.

Укорененность текста в Священном Писании, схожесть образного ряда «Лествицы» с образами, используемыми творцами церковных песнопений, — характерные черты всей православной аскетической литературы. Прп.Иоанн через уподобления, сравнения, примеры говорит и о христианской жизни вообще, и о монашестве в различных его формах (отшельничество, скит, киновия), показывая единство христианского идеала и пути к нему. Для автора «Лествицы» все мироздание и человеческие отношения ясно и громко вещают о славе Божией, о необходимости спасения. И Лествичник вполне сознательно делится своим духовным видением с наставляемыми им иноками: «Из того, что видим в природе, можем брать ясные наставления и для духовной жизни» (26.200). Упоминаются все природные стихии: земля (поле, растения, звери, птицы), вода (источники, море, тина, рыба), воздух (ветер, буря, штиль, холод, зной), огонь (пламя, свет, светильник, расплавленное железо), небо и небесные светила. «Нисколько не будет противно, как я думаю, заимствовать для вожделения, страха, тщательности, ревности, служения и любви к Богу от человеческих действий» (30.11). Отношения, складывающиеся в человеческом обществе, становятся указанием на законы духовной жизни: гражданско-государственные отношения (царь, подданные, полководец, войско, судья, преступники); экономические (богатство, купец, тати, строительство дома, плавание на корабле), семейные (отец, мать, дети, жених, невеста, господин, рабы, свободные) и т. д. Исследование всего образного ряда «Лествицы» — материал для обширного исследования.

Мы же обратимся непосредственно к теме общежительного монашества и рассмотрим образы, через которые Лествичник наглядно изъясняет нам сущность монастырской жизни. Перечисление образов расположим в порядке частотности их употребления в книге прп.Иоанна, но прежде упомянем о самой лестнице добродетелей.

Оглавление раздела:

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль